16+
Лайт-версия сайта

Церковное творчество и современное православие.

Литература / Религия / Церковное творчество и современное православие.
Просмотр работы:
14 мая ’2019   00:08
Просмотров: 9311


Упадок церковного творчества.

Эпиграф: «Древнее правило властителей, гласит: «Что угодно государю, то имеет силу закона»».
Сегодня мы наблюдаем в России не только усиление светской власти, когда от нашего личного мнения и от нашей свободы воли ничего не зависит, но и духовной власти, тоже. И если в первом случае это уместно и необходимо, так как государство это инструмент принуждения и согласования множества свободных воль, то в случае с Русской Православной Церковью – это отступление от заветов Спасителя, который приравнял перед Богом царя и раба, нищего и богача. Именно он сказал: «Царствие моё не от мира сего!». А если Церковь, выстраивая отношения чинопочитания, уподобляясь светскому государству, то она тем самым отходит от подлинного христианства.
Со времён апостольских, во многом, Церковь была антитезой жестокой государственности и выстраивалась на заветах Иисуса Христа – суть которых – любовь, сострадание, равенство всех перед Богом и конечно же свобода духа. То, что в человеке ранено законностью и жестокостью принуждения государства - «царствия мира сего», лечила Христова Церковь. Но это возможно, только в противостоянии материального и духовного, как неизбежного жизненного противоречия, которое и даёт энергию движения человеческой цивилизации...
Сам Иисус Христос и своей жизнью и проповедью Нового Завета сделал духовную свободу краеугольным камнем и непременным условием христианства. «Дух дышит - где хочет» - провозглашал Спаситель и собственным примером подтверждал эту истину. Отрицание духовной и религиозной несвободы и привели Его к столкновению с фарисеями, а потом с Синедрионом, и к осуждению Спасителя на крестную муку...
Чтобы понять, что такое свобода духа, попробуем разобраться, а что же такое несвобода...
Несвобода носит различный характер и одна из форм - гласная или негласная цензура, когда определённый орган поставлен системой для подавления инакомыслия. Но ведь Церковь не государство и борьба идей в ней рождает историческое движение в сторону углублённого понимания Библии, и Нового Завета в том числе...
Мне вспоминается случай из истории Российской Православной Церкви упоминаемый Георгием Флоровским в одном из своих трудов, о крайней точке подконтрольности Церкви государству уже в девятнадцатом века после рождения Христова. Одно время в пажеских корпусах запрещали воспитанникам самостоятельно читать Евангелия боясь, что могут не то и не так прочитать и напитаться «свободой духа».
Сегодня, в России ужесточается церковная цензура в информационном поле, под лозунгом «борьбы с сектантством». Не только в печатной продукции, но и в интернете, устанавливаются разного рода запреты и ограничения под видом «разрешительности». Сегодня, без «благословения» патриарха или даже областного иерарха, представленного разного рода и уровня комиссиями, вы не сможете напечатать или опубликовать в интернете, на православном сайте, материалы не соответствующие «линии партии» не только по истории церкви, но и своих впечатлений от прочтения Священного Писания.
Вам, конечно, как в давние, прежние времена, за расхождения с установившейся и одобренной Священноначалием точкой зрения, язык не вырежут и руку в назидание не отрубят, как это сделали с Максимом Исповедником, но обвинят в лучшем случае в «непрофессионализме» и печататься не позволят.
И церкви, в этом ужесточении негласной и гласной цензуры, помогает государство. Ситуация начинает немного напоминать Византию в Средние Века, когда императоры, зачастую и были главными «богословами» и писали законы, которые на их монарший взгляд, соответствовали церковной истине. Вспомните хотя бы Юстиниана Великого, который узаконил теорию «симфонии» властей.
И Церковь, часто с этим мирилась и даже поддерживала «начальство». В результате такого вмешательства, богословие постепенно впало в «одичание» услужая не «Богу, но Кесарю». А для нескольких поколений церковников это стало нормой церковной жизни! Почитайте о «подвигах» некоторых средневековых Пап, и вы поймёте о чём я говорю...
Нечто подобное может произойти и уже происходит, сегодня в России. Священноначалие, становясь на место самого Христа, требует для себя формулы: «Что угодно Священноначалию, то имеет силу закона». Не знаю, как в книжном мире, но в русской церковной блогосфере, печатается всё меньше интересных работ, а основной «тренд», как говорят сегодня просвещённые батюшки, похож на светский «одобрямс» или кальку с Катехизиса Макария.
И тут вопрос встаёт: «А цензоры кто?» Если бы это были фигуры уровня Иоанна Златоуста , Максима Исповедника, или Антония Сурожского, с этим можно было согласиться. Но ведь, «новые цензоры», представляют из себя часто церковных чиновников, которые свою богословскую «срединность» пытаются сделать основополагающим мерилом богословия...
Конечно, иногда, ещё можно встретить статьи и работы, которые независимы, интересны и не комплиментарны, по отношению к нынешнему положению в Русской Церкви, к нынешнему Священноначалию. Однако таких статей и авторов становится на мой взгляд все меньше. Большинство же пишущих о современном православии, не хотят или опасаются поднимать острые вопросы, ставить наболевшие проблемы и просто говорить правду.
Ссылки на самое высокое церковное начальство, становятся самой популярной темой российского богословия.
Но бывают случаи ещё неприятнее. Как –то в разговоре с Владыкой Елисеем, отстаивая свою точку зрения, я сослался на слова Патриарха Кирилла. Владыка вскипел – ему очень не понравилась моя ссылка, потому что он посчитал, что я недостоин цитировать «самого» Патриарха!
А я не стал ему говорить, что в одном из библиографических справочниках богословских работ, моя фамилия стояла рядом с именем Патриарха, правда вполне незаслуженно, потому что моё богословие не академическое…
Невольно вспоминаются годы застоя и упоминание, кстати и некстати, имен генсеков, которые стали тогда чуть ли не образцом партийности и нравственности. Чем эта эпоха соглашательства и чинопочитания закончилась, мы все ещё хорошо помним!
Настораживает, поголовное увлечение иерархов бытовой стороной веры, а точнее материальным обеспечением не только своих епархий и приходов, но и личного быта пастырей. «Лексусы», «Мерсы» и прочие дорогие «безделушки», становятся лицом «владельцев» прихода, престижными вещами, которые батюшки стараются заводить себе, подчёркивая статусность и вес «профессии» священника.
Меня, как и многих других прихожан, богатство священников раздражает и не потому, что клир не должен иметь статусных, дорогих вещей. В конце концов священники тоже люди и им присущи недостатки окружающего мира.
Но в стране, где около двадцати миллионов бедняков, а среди них наверное много верующих, кичится своим богатством или скрывать их, что ещё хуже – совсем нехристианская черта. Такое отношение к людям, к прихожанам является фарисейством, как бы и чем бы батюшки не оправдывали свою алчность!
Я уже говорил, что церковное разделение на «начальство» и «подчинённых» и приравнивание иерархов к высокого ранга чиновников, тоже не совсем по христиански!
В интернете я видел ролик, на котором записано прохождение кортежа Патриарха по улицам Москвы, в сопровождении милицейских машины, с сиренами, в машине с мигалкой. Согласитесь, что внешнее обрамление власти Патриарха настораживает, потому что новый католический Папа, человек демократический и ведёт себя как обычный священник. Вот эта разница в поведении, тоже вызывает вопросы… Или в России всегда так было и будет?!
…Сребролюбие в сегодняшней церковной среде не только не осуждается, но негласно приветствуется. Особая «работа» с богатыми прихожанами, с олигархами или их семействами, становится приоритетом для настоятелей храмов. Такое отношение к Заветам Иисуса Христа вызывают естественное возмущение не только у светских атеистов, но и у многих искренне верующих прихожан...
Вообще, почитание богатых людей, властного «начальства» в сегодняшней церкви, обретает какие - то сверхъестественные формы, всё чаще напоминающие снимание шапок и поясные поклоны крепостных во времена дореволюционные. Само устройство церкви, зависимость зарплаты служителей от благоволения иерархов, делают их своеобразными финансовыми “наместниками” Христовой церкви на земле! А то, что это противоречит подлинному христианству, Заветам Спасителя, уже никого не интересует и не волнует…
Иногда, русская церковь вмешиваясь в политику, становится не только прислужником государства, но и его копией. Тут речь идёт даже не о «симфонии» властей светских и духовных. Церковь, всё чаще копирует позицию государства, как в вопросах веры, так и в вопросах рутинной жизни приходов и епархий. Так же заметно сближение позиций во взглядах на богатство или чинопочитание. А это опасная тенденция! Ведь ещё и ста лет не прошло после того, как после Октябрьской революции начались гонения на церковь, которая тогда для многих стала синонимом чиновного отношения к людям и к вере...
Забывать об этом нельзя - ведь история может повториться, но уже не в форме общечеловеческой драмы, а банальной человеческой комедии. Превращение христовой веры в лицемерное фарисейство, может подтолкнуть к разрушению церкви через равнодушие и ироничность «пасомых» не верящих в «христианство» клира...
Уже сегодня можно это наблюдать, когда иерархи, а вслед за ними и приходские батюшки, становятся дельцами, иногда откровенно хвастаясь своими успехами в «религиозном бизнесе» - свадьбах и похоронах. Естественно, что это вызывает у людей отвращение и насмешку...
Такое положение вещей в церковной среде совершенно неуместно и может привести к разрушению веры, под напором критических, во многом обоснованных замечаний и комментариев...

Октябрь 2011года. Лондон. Владимир Кабаков.



Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Когда лишают Звёздной пищи Душу

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft