16+
Лайт-версия сайта

Методическая статья преподавателя класса фортепиано Конуркиной Н.Н. "Профориентационная работа в ДШИ"

Литература / Статьи / Методическая статья преподавателя класса фортепиано Конуркиной Н.Н. "Профориентационная работа в ДШИ"
Просмотр работы:
02 октября ’2021   09:32
Просмотров: 4862

Профориентационная работа в ДШИ
                                                     
                         
Профессиональная установка и самоопределение (профессиональная ориентация) – это ясная, конкретная и выверенная система учебно - воспитательной работы, которая направлена, главным образом, на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о мире музыкальных профессий: какие качества человеческой личности важны в профессии музыканта, востребованности на рынке труда и психофизических характеристиках музыкальной деятельности. Здесь главным фактором является поддержка одаренной, талантливой молодежи, создание очень основательной и прочной базы для эффективного развития учащихся и дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере культуры и искусства, их общекультурного и эстетического воспитания, кругозора, духовно - нравственного развития путем усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Эта установка является одним из наиважнейших критериев образовательного процесса в музыкальном учреждении первичного звена.
Чтобы сделать осознанный выбор профессии, нужно понятно и доступно информировать учащегося о будущей сфере деятельности, выработать навык правильного, уверенного и обдуманного принятия решения. А это значит найти профессию, которая будет интересна, увлекательна и привлекательна для выпускника, имеет спрос на рынке труда и уважение в обществе.

Доступная и правдивая профессиональная информация

Чтобы выпускник самореализовался в творчестве, ему нужно дать важную, и нужную ему профессиональную информацию, дабы в правильное русло направить всю кипучую энергию учащегося. Профессиональная информация включает в себя сведения о музыкальных профессиях, о системе учебных заведений, где будущий музыкант сможет получить нужную специализацию и должным образом развиваться, где будет работать и приносить пользу обществу, какие перспективы его ждут в будущем, какими надо обладать компетенциями, личностными и профессиональными качествами, что нужно делать, чтобы получить любимую профессию. Для принятия правильного решения нужно уверенное самоопределение учащегося.

Профессиональное самоопределение учащегося

Профессиональное самоопределение и воспитание  на новом, инновационном пути образования, требует новых подходов к обобщению, освещению и освоению передовых педагогических систем, принципов и опыта крупнейших представителей отечественной и зарубежной культуры и искусства, а также выявление и формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Новые взгляды на профориентационную работу влекут за собой использование разнообразных форм работы: исследовательская, внеклассная, исполнительская, лекторско - просветительская, дискуссионная, конкурсная, консультативная и проектная деятельность. Без коммуникативных, организационных, учебно - познавательных, исследовательских, творческих навыков и умений невозможно пробудить у учащихся интереса и мотивацию к более глубокому профессиональному изучению предмета. Только так можно заинтересовать и увлечь учащегося музыкальным делом, и привлечь подростка получить в будущем очень важную и нужную профессию.



Консультативная работа с учащимися

Профессиональное консультирование - это всестороннее и тщательное изучение личности учащегося, его задатков и способностей. На индивидуальных консультациях и мастер классах выявляются и шлифуются умения, навыки и таланты будущего выпускника. Таким образом создается плодотворная почва для возможного дальнейшего обучения учащегося в средних и высших учебных заведениях. Эту важную работу надо проводить как можно раньше, еще в младших классах. Данный подход поможет преподавателю грамотно, последовательно и целенаправленно выявить наиболее перспективных учащихся, и помочь ребенку самоопределиться с выбором профессии как можно раньше. Часто, в старших классах, ученик впопыхах принимает решение продолжить обучение дальше, и тем самым ставит преподавателя и себя в сложное положение. В короткий срок очень трудно подтянуть ученика до более приличного уровня для поступления в ссуз. Чтобы поступление в музыкальный колледж было не стрессовым а комфортным, надо всегда заранее поработать над тем, чтобы ученик как можно раньше определился с тем, кем он хочет стать в жизни.

Цели и задачи профориентационной деятельности
 
Главной целью профориентационной работы является создание гуманных, демократических и комфортных условий для успешного обучения и развития одаренных детей. Любому обществу нужны талантливые, мыслящие люди. Задача преподавателя состоит в том, чтобы способности детей в нашей стране реализовались полной мере. Мощный художественный потенциал России - это ее сила и гордость. Вот почему новая концепция художественного образования в Российской Федерации должна быть направлена, прежде всего, на сохранение лучших традиций в системе дополнительного образования, культуры и искусства.
Главными задачами и основными пунктами профессионального самоопределения являются: 1. Развитие и воспитание Человека, человека мыслящего, думающего, человека - творца; 2. Оказание выпускнику профессиональной психологической помощи и поддержки в самореализации и самоопределении выбора будущей профессии; 3. Восстановление прочных творческих связей с музыкальными колледжами и вузами. Привлечение опытных, знающих свое профессиональное дело кураторов, семинары, творческие встречи с лучшими музыкантами страны, концерты известных исполнителей, мастер классы и открытые уроки ведущих преподавателей и деятелей культуры. Все эти эффективные меры обязательно приведут к увеличению поступающих выпускников в ссузы и качественному профессиональному росту учащихся. От успешной проделанной работы, в данном направлении, у профессионально настроенных учащихся в разы возрастет мотивация к более глубокому изучению всех основ будущей профессии. Хорошим подспорьем для данной важной работы служит недавно открывшийся Виртуальный Концертный Зал. Теперь, благодаря Виртуальному Залу, который недавно открылся в нашей школе, станут доступны учащимся самые передовые достижения в области культуры и искусства.

Информация о содержании профессии педагог - музыкант

Чтобы профессиональное самоопределение подростков шло успешно, преподавательскому составу ДШИ нужно помочь детям разобраться в содержании профессии педагога - музыканта, указать на нужность, востребованность и привлекательность данной профессии.  Сформировать положительное творческое, радостное и увлеченное отношение к своему труду. Рассказать учащимся какие есть требования к профессии педагога - музыканта, какими компетенциями, знаниями и умениями должен владеть будущий учитель, научить рефлексировать все свои возможности и способности, проводить частые беседы и родительские собрания с творческой презентацией учащихся. Привлечение детей к конкурсной и фестивальной деятельности, где талантливые дети смогут пообщаться, увидеть себя в будущей профессии, освещение в СМИ творческой, проектной и конкурсной жизни одаренных детей. Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по нескольким направлениям:
1.Профориентационная информационная работа в школе,
2.Консультативная работа с преподавателями и учащимися,
3.Работа с родителями ( триединство: преподаватель, ученик, родитель).
4.Консультативная работа с учениками.

Чтобы провести информационную работу в ДШИ эффективно и плодотворно, нужно красочно, интересно и познавательно оформить стенды, которые будут акцентировать свое внимание на привлекательных сторонах музыкальной деятельности, пропагандировать музыкальное искусство и профессию преподавателя - музыканта.

Преподаватель, не смотря не на что, всяческими усилиями должен повышать престиж своего значимого в обществе труда. На данный момент профессия преподавателя дополнительного образования потеряла свой былой престиж, и к такому повороту событий способствовали разные обстоятельства. Прежде всего это связано с унизительным снижением материальной оценки педагогического труда. Плохое финансирование школ, неудовлетворительная оснащенность учреждений культуры оборудованием и инструментами. Выросло целое поколение педагогов - музыкантов, которые сами недооценивают значимость и нужность своего труда. Прежде всего педагогу нужно менять в себе, родителях и учащихся установку и взгляд на труд учителя, внушать гордость за профессию и менять отношение к ней. Для этого необходимо проводить педсоветы и совещания с приглашением лучших представителей культуры и искусства, специалистов службы занятости, главных руководителей управления культуры, которые в доступной форме донесут до родителей, учащихся выпускников и преподавательского состава всю важность, востребованность и нужность благородной профессии музыкант - педагог. И конечно же изменить в стране политику недооцененного отношения общества и государства к труду музыканта - педагога. Уже есть некоторые подвижки в этой области. Президент России призвал чиновников считать труд педагогов не услугой, а призванием.
Большим подспорьем и опорой в профориентационной работе служит методика, теория и практика наработанная высоко профессиональными музыкантами - педагогами за многие годы работы с одаренными детьми.


Профориентационные беседы с родителями.

Очень часто на выбор будущей профессии влияют родители. Большое удовлетворение приносит преподавателю надежная поддержка родителей учащихся. Еще лучше, когда родители очень заинтересованы в счастливом музыкальном будущем своих детей. Каждый родитель желает своему ребенку счастья и добра. Выбор желанной и интересной профессии для детей является очень важной целью. И эта цель также очень важна в сообществе преподавателей и родителей. Для просвещения родителей в школах устраиваются всевозможные лекции - беседы по разным аспектам профессионального самоопределения, проводятся консультации по осознанному выбору будущей профессии учащимися. В ДШИ организовываются для родителей встречи - концерты с успешными музыкантами, в которых обсуждаются вопросы связанные с дальнейшей профориентацией.

Работа с учащимися

Чтобы заинтересовать учащихся творческой работой, а в дальнейшем и перспективой обучения в ссузе, нужно чтобы у учителя на уроке горели глаза, чтобы он сам был воодушевлен и глубоко заинтересован своим поприщем. Очень важно знакомить учащегося с лучшими достижениями в культуре, научить удивляться красоте и широте музыкального искусства. Ведь истинное искусство и творчество меняет человека только к лучшему, меняет и сам мир. Эту работу ДШИ активно проводят на классных вечерах, тематических концертах, на встречах со знаменитыми и успешными выпускниками ДШИ, в походе в театры, в музеи, выставочные залы, поездках на дни открытых дверей в музыкальные колледжи и вузы. В профориентационную деятельность должны быть задействованы все члены научно - педагогического состава ДШИ. Данную работу преподаватели обязаны проводить с первого класса и по выпускной класс. Систематичность и преемственность - вот главные приоритеты этого важного дела. Сугубо индивидуальный подход в воспитании и профессиональном обучении в зависимости от возраста, интересов, способностей и ментального развития также очень важен.


Главные критерии эффективности профориентационной работы в ДШИ.

Основным критерием эффективности и плодотворности проведенной профориентационной работы конечно же является большое количество поступающих в профильные учреждения культуры и искусства. Достичь этого можно только при активной и целенаправленной работе со школьниками и родителями. Важно учитывать способности учащихся, их потребности и интересы. Удачный выбор профессии - ответственный шаг для учащихся, преподавателей и для родителей. Чтобы в дальнейшей жизни не было глубокого разочарования и досады от неверного выбранного пути, надо поработать со школьниками в приобретении навыков осмысленного и критического подхода к данной проблеме - выбора профессии. Надо создать благодатную почву ученику, чтобы он по своим личным пристрастиям и убеждениям выбрал свою любимую профессию, и сделал это осознанно и взвешенно, ясно представляя себе в какую сферу деятельности он идет. Будущий абитуриент должен быть уверен в общественной значимости своей будущей профессии, и уметь правильно составить план своих дальнейших действий: где он будет учиться, в каком колледже или вузе.






Заключение
   
Главная цель профориентационной работы преподавателя состоит в том, чтобы сохранить преемственность уникальной, по своей значимости и ценности, системы непрерывного образования в области культуры и искусства. Передать в надежные созидающие руки весь опыт и глубокие знания в области музыкального искусства будущим профессионалам - музыкантам. Воспитать в стенах ДШИ не потребителя, а творца, делающего жизнь вокруг себя и внутри себя осмысленной, возвышенной, духовной богатой, полезной и прекрасной, прославляя и поднимая престиж и значимость профессии музыканта - педагога.

Методическую статью - сообщение подготовила Конуркина Наталья Николаевна, преподаватель по классу фортепиано ЛДШИ №1 им. А.Е.Бочкина.
Свидетельство о публикации №397740 от 18 октября 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ НА КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft