Русское охранительство (консерватизм), как классическое политическое учение, возникло в середине XVII века, но берёт свои истоки в средних веках.
Если истоки западноевропейского консерватизма, как английского, так и французского, уходят в период реставрации монархии, то истоки русского охранительства (консерватизма) уходят в период становления абсолютизма в России, в период царствования Ивана Грозного.
Устои русского охранительства (консерватизма) – это устои религиозного общества.
Несомненные цели русского охранительство (консерватизма) - возрождение в новых условиях универсальных принципов: симфонии духовной и светской властей, традиций русской культуры, основанной на православии, развитых общинных институтов, воссоздание русской исторической формы государственной и общественной жизни.
В политическом плане русские охранители (консерваторы) – были сторонники самодержавной монархии, в духовном они выступали за тесный союз (симфонию) православной церкви и государства, в культурном являлись сторонниками сохранения традиционной национальной культуры, в социальном – отстаивали идею сохранения сословнокорпоративных и общинных институтов.
К сожалению, нынешняя ситуация во многом напоминает ту, которая существовала в Российской Империи 18 века. Со времени радикально-западнических реформ Петра I российская государственность была отнюдь не консервативной по своей природе. Космополитическая и западно-ориентированная часть элита, в основном завезенная Петром I, часто делали всё, чтобы ограничить и свести на нет как консервативные политические движения, так и деятельность консервативных идеологов и деятелей культуры.
Власть начинает апеллировать к русской традиции, русской идентичности лишь тогда, когда имел место цивилизационный вызов, угрожающий самому существованию империи. После Петра это фрагментарно проявлялось при правлении его дочери – Елизаветы (Взятие Берлина) и при правлении Екатерины II.
Гениальными основоположниками русского охранительства (консерватизма) были Михаил Михаил Щербатовым, Гаврила Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Александр Семёнович Шишков.
Русское охранительство (консерватизм) окончательно оформляется как течение общественной мысли в огне войны 1812 года, когда на первый план выдвинулись выдающиеся деятели этого направления. Тогда русское охранительство (консерватизм) впервые артикулировал себя, одержал блистательную идейную победу и способствовал грандиозной военной победе над одним из величайших полководцев в мировой истории.
Если в первой половине царствования до 1812 г. правление Александра I считалось либеральным, то после окончания Отечественной войны курс резко поменялся. В основу были положены охранительные начала. С приходом к власти Аракчеева, который оказывал существенное влияние на процесс управления государством, в стране стал устанавливаться консервативный режим.
Увы, события 1825 года, на первый взгляд неудачные, снова погружают Россию в пучину либерализма и демократии в «интеллектуальной» среде.
Абсолютное большинство в русской печати середины XIX века, как, впрочем, и сейчас, представляли газеты и журналы леворадикального и либерального направлений. Консервативные издания влачили жалкое существование, подвергались диффамации, моральному (и не только!) террору и травле, в том числе на высшем уровне, и, по сути, были маргинализованы.
Это сейчас мы изучаем их авторов как великих мыслителей, но в реалиях тогдашней культурной и «интеллектуальной» жизни им приходилось крайне тяжко.
Продолжатели традиций русского охранительства это и Сергей Семёнович Уваров, и Василий Андреевич Жуковский, и, конечно же, зрелый Александр Сергеевич Пушкин. На ДЗЕНе эта статья с фотографиями https://zen.me/Zx0dV
Отдельно хочется остановиться на личности Сергея Семеновича Уварова. Именно он является автором самой знаменитой (и работающей и поныне - в чуть изменённом виде) Национальной Идеи. За последние 20 лет путинской эпохи целые министерства и представители интеллектуальной элиты ничего лучшего - как ни пыжились - придумать не смогли.
Уже в 20–30-х гг. XIX в. в консерватизме выделились два взаимосвязанных ответвления: государственно-охранительное и славянофильское. Между ними постепенно возникла целая гамма идей, концепций, теорий, представители которых предлагали собственные трактовки истории, судеб, предназначения и миссии России.
Основополагающие ценности, идеи, установки славянофильства были заложены А. С. Хомяковым, К. С. Аксаковым, И. В. Киреевским. Они были озабочены поисками по-своему понимаемых, особых, отличных от Запада, исторических путей развития России.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
Заимствование из Европы чуждых русскому народу ценностей и обычаев, считали славянофилы, разрушило существовавшее до реформ единство русского общества, создало угрозу "исконным" началам народной жизни, уходящим в глубину истории. Отличия России от Европы состояли для славянофилов в особенностях формирования власти в России и в роли православной церкви.
Чуть позже к охранительской плеяде, несомненно, примкнули Фёдор Иванович Тютчев, Николай Васильевич Гоголь, Николай Яковлевич Данилевский, Федор Михайлович Достоевский.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
Отчетливо прослеживается закономерность: подавляющее большинство видных идейных консерваторов начинали как левые радикалы или левые либералы. Наиболее яркими примерами в этом смысле выступают былые ультрарадикалы: фурьерист Достоевский и идеолог террористической «Народной воли» Тихомиров. В то же время какая‑то часть современных молодых людей изначально вполне восприимчива к консервативной системе ценностей: православная молодежь, причем весьма значительный ее сегмент, в меньшей степени – студенты-гуманитарии.
В целом консервативный характер имели так называемые «контрреформы» 1880-1890-х гг. в правление императора Александра III.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
Следует подчеркнуть, что идеология консерватизма в период царствования Александра III опиралась всецело на теорию «официальной народности», разработанную ещё в начале 30-х гг. XIX в. видным государственным деятелем, президентом петербургской Академии наук С. С. Уваровым. Основой этой теории считается триада – православие, самодержавие и народность. Главные идеологи государственного консерватизма рассматриваемого нами периода – К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, В. П. Мещерский.
Во второй половине XIX века появился т. н. либеральный консерватизм (Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве и др.).
В начале XX века происходило организационное объединение консервативных сил («Русское собрание», Союз русского народа и др.), национализм стал одним из основных принципов в обосновании консерватизма (М.О. Меньшиков и др.).
После Февральской революции 1917 года идеология консерватизма утратила своё влияние в России.
В эмиграции консерватизм был представлен работами ряда русских мыслителей (И.А. Ильин, концепция «духовно свободного консерватизма» С.Л. Франка и др.).
Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, глубоко порочна и опасна. Более того, в определенных условиях она чревата социальной и национальной катастрофой. Поэтому усвоение и актуализация русского и мирового консервативного наследия — одна из самых главных задач современного русского общества.
Предыдущая статья:
Путин и "здоровый консерватизм"… или русское охранительство. ч.1.