16+
Лайт-версия сайта

В чём сила Брат?

Литература / Статьи / В чём сила Брат?
Просмотр работы:
16 июня ’2022   00:06
Просмотров: 3513

«…Фотография - это правда. А хорошее кино - это правда 24 кадра в секунду…»
Жан-Люк Годар


…Фильм Балабанов «Брат» стал символом страшных девяностых и вместе с тем, показал национального героя, по которому равняли свою жизнь несколько поколений российских подростков.
Сам Балабанов, когда делал этот фильм, не мог себе представить, уровень его популярности, в будущем!
Если можно делать такие сравнения, то это своеобразный «Чапаев» двухтысячных годов, уже в Новой России.
И в этом, главная загадка «Брата»!

…История солдата вернувшегося с войны в Чечне и его война с бандитами, показана с необычайной достоверностью, которую совсем не встретишь в нынешних боевиках- сериалах. Кажется в них и антураж гангстерски-бандитский есть, и по «фене ботают», но нет ощущения реальности и в этом, главное отличие нынешней фильмовой «макулатуры» от «Брата» Балабанова...
Может быть эти фильмы не трогают зрителя ещё и потому, что сегодня основными заказчиками «нового» кино, стали те самые бандиты, которые превратились сегодня в уважаемых граждан и часто имеют бизнес, в том числе в кино, но они просочились и во властные структуры, и видимо в культуру тоже!
Когда страна немного успокоилась, после бандитски-олигархических девяностых, начались разного рода «посадки» высокопоставленных чиновников, в том числе и бывших бандюков?!
А главным заказчиком фильма «Брат» был простой народ, который уже изнемогал под властью олигархов и бандитов, расплодившиеся во времена приватизации, легитимного грабежа народных богатств, оставшихся ещё со времен советской власти!
Фильм «Брат» смотрели и смотрят сегодня миллионы россиян, для которых Данила Багров был таким же как они, один из них, и потому, его приключения в «этом прекрасном и яростном мире», воспринимались как воплощение сбывающейся мечты о силе характера, смелости и справедливости.
Герой Балабановской драмы вышел из народа и фильм правдиво показывает нелёгкую жизнь этого народа, особенно вначале повествования, которое раскрывает предысторию Данилы Багрова.
И после войны и фронта, для Данилы, который по его словам «служил в штабе писарем», бандиты – это враги, с которыми он воевал в Чечне и продолжил воевать на гражданке!

…В начальных кадрах фильма показана его мать, вырастившая двоих сыновей, один из которых, стал бандитом, а второй ушел в армию, на войну, где и научился убивать врагов.
Эта мать – простая женщина натерпевшаяся всего за свою жизнь и потому, ей хочется, чтобы её сыновья не повторили путь их отца, убитого в тюрьме.
Подкупает сцена, где показана эта простая русская женщина из глубинки, которая достает домашний альбом и показывает Даниле фотографии старшего сына, который тоже служил в армии, но после не удержался и подался в бандиты, теперь тщательно это скрывая от олдных!
Из таких достоверных сцен жизни российской глубинки, а потом и жизни в Питере, состоит весь фильм и поэтому можно сказать, что Балабанов открыл в российском кино эпоху «жестокого реализма».
К сожалению, этому интересному направлению в кино, сегодня принадлежат единичные фильмы – основной поток однодневок можно назвать «дешевым развлекаловом»!

Появление этого фильма, в начале двухтысячных, стало глотком свежего воздуха свободы, в атмосфере запуганности и подавленности, воцарившегося в атомизированном российском обществе после лживой перестройки и начала на просторах России, бандитски-олигархического капитализма!
И ещё, что очень важно, - фильм, показавший реальную жизнь бандитов, для многих развенчал миф о братках - героях. Страшная реальность бандитизма без берегов, в дальнейшем помогла спасти много молодых жизней чарованных уголовной романтикой, которые теперь начали понимать суть бандитской жизни.
Фильм, наглядно показал отличие реальной жизни от бандитских «подвигов» и помог многим подросткам, разочарованным в рутинной пошлости жизни, не вступать в разного рода «бригады»!
Герой фильма и его борьба с несправедливостью, его дружба с бомжом- толстовцем Гофманом многим юношам и взрослым, показали путь, а точнее один из путей в будущее, путь к переменам в обществе, которые начались в то время, в том числе и не без влияния жестоких, но патриотических фильмов!
Некоторые сцены и фразы из этого фильма, стали культовыми и даже сегодня, в атмосфере относительного российского довольства и сытости, эту балладу о героях, вспоминают те, кому сегодня уже за тридцать.
Особенно запомнился вопрос Данилы: «В чем сила, Брат?» - подразумевающийся ответ: «Сила в правде, в любви к отечеству»!

Данила Багров, которого сыграл молодой актер Сергей Бодров - обычный русский паренёк, прошедший школу войны, но сохранивший чистоту и наивность.
Конечно он продукт провинциальной российской глубинки и потому, его предубеждение против евреев и кавказцев, показанные вскользь, по ходу фильма не фиксируясь на этом, отражают мнение большинства россиян в те, уже давние времена.
И даже его словечко: «Черножопый» - сказанное в адрес наглого кавказца в трамвае, не вызывает того испуга, без которого сегодня не обойтись в компании интеллигентных людей - времена переменились и политкорректность стала языковой нормой, в среде культовой тусовки в России.
Хотя конечно не всегда и не везде - тогда никто, даже бандиты в фильмах не матерились, а сегодня, это стало эстетической необходимостью, даже для политиков.
Ещё одна особенность этого фильма - Данила, решительно настроен против Америки, что и показывает в разговоре с французом на его городской квартире, в пьяном междусобойчике. И это тоже отражение настроений в простом народе, которое сохранилось и по сию пору, как протест против западничества российских образованцев!

Балабанов, в своем фильме использовал несколько интересных кинематографических решений. Например, он убрал, обычные для мелодрам, сцены «соплей и страданий», используя затемнение экрана, вместо натужных и фальшивых объяснений и переживаний, во время которых, каждый раз хочется выключить «проигрыватель».
Режиссер сумел внятно показать антураж того времени: развал, опустошение, пьянство народа на фоне мусора, грязи и обшарпанных стен.
Ещё одна особенность той страшной эпохи - в те годы, многие люди в России стали торговцами, для того чтобы выжить. И поэтому, очень уместно показана и барахолка, и российский рынок-базар, на котором всем заправляли бандиты - русские и не русские.
Балабанов сумел показать реальную атмосферу развала и бедности в стране, воспользовавшись которой, бандиты создают свой интернационал!
А они и в жизни, и в фильме «Брат» похожи на крыс, которые всегда появляются там, где грязь и нищета.

Удачно выбрана музыка к фильму, и песни «Наутилуса…», в исполнении рок-звезды тех дней Бутусова. В его песнях, отражены реалии того времени, насмешливая и горькая иллюстрация той жалкой жизни и вместе, надежда на лучшее будущее!
В сцене бандитских разборок, в которой невольно участвует Багров, показана компания известных в то время рокеров, пьющих и поющих вполне по-русски, дружественно и «культурно», в большой квартире. И это тоже примета того лихого времени. Мне, эти рокеры, почему-то напомнили чахлые бледно-зелёные растения в питерских подвалах, заполненных водой, с комарами и плесенью.

Думаю, что нет смысла пересказывать весь фильм, но по жанру – это настоящий боевик с погонями и убийствами и тут, через подтекст деталей, зрителю рассказывают, что убивать для Данилы – дело не новое. На войне, его научили убивать разными способами и эти умения, подробно показаны, что тоже добавляет реализма в течение сюжета.
Бомж Немец – Гофман, которого с блеском исполняет актер Кузнецов, похож на персонаж из ранних рассказов Достоевского. Страшная российская жизнь тех времен, выбросила его на обочину, заставила торговать на барахолке бижутерией и жить на кладбище.
И похоже, что он к этому уже привык и вряд ли выберется из этой безнадеги - он добрый, а добрые люди всегда становятся первыми жертвами упадка и разрухи в государстве!
А бандиты показаны реалистично - они все нервные, злые и страшные. Их жестокость показана в сильных сценах изнасилования подруги Данилы, Светы, а в конце фильма, в сцене пыток его брата – тоже бандита, но бандита одиночки.

…Мрачный фильм, заканчивается на оптимистической ноте, что конечно же привлекает зрителей, напуганных сценами издевательств, насилия и убийств.
Отъезд, уход Данилы из страшного, злого мира города, прощание с мрачным прошлым и надежда на будущую светлую жизнь, подчеркивается белизной и чистотой заснеженной природы и добродушием веселого водителя грузовика.
И оптимистический финал фильма, в котором Данила Багров, совершив подвиг противостояния всесильным свирепым бандитам уезжает в Москву, где его ждет, достойна подлинного героя новая жизнь, дарит нам возможность надеяться, что в России всё будет хорошо!..


2018-2022 годы. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте www.russian-albion.com или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ПРЕМЬЕРА ВИДЕО ПЕСНИ! НЕ ЗНАЕШЬ ТЫ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft