Бронзовая композиция, высота 17 см.
Ещё совсем недавно казалось, что напечатанная на бумаге книга будет вечным спутником человечества, великим, незаменимым символом Добра и Знаний. И вот наступает время, когда информационные потоки пошли совсем по другим руслам.
Таких несомненно драматических явлений в истории человечества не так уж и много – обычно научно-технический прогресс меняет старое на новое исключительно под аплодисменты, не вызывая в общественном и индивидуальном сознании сколь-либо ощутимых сожалений. А вот прощание с Книгой при всех объективных преимуществах новых информационных носителей сопровождается глубокими психологическими противоречиями. И у этой ностальгической темы большое будущее и в прозе, и в поэзии, и в изобразительном искусстве.
Свидетельство о публикации №453516 от 9 января 2024 года
Моя разработка темы началась в поэтической форме. Особенно захватили два аспекта прощания цивилизации с традиционной книгой. Первый – это не рядовая веха мирового развития, а нечто святое. Оно не может, не должно уйти:
Кто мог подумать, что не станет
Когда-то шелестенья книг.
Что им, как всем, Творец устанет
Длить жизни яркий, чудный миг.
Второй поэтический акцент был сделан на своеобразии форм исчезновения книги из нашей жизни. Исчезновения не просто самой вещи, а особого звукового сопровождения чтения, шелеста перелистываемых страниц. Возникли поэтические сопоставления этой романтической звуковой утраты с аналогичными потерями предыдущих этапов цивилизационного развития:
Мчит прогресс, всё на свете меняя,
Нет ему ни табу, ни границ.
Паровозный гудок догоняя,
Скоро смолкнет и шелест страниц.
Две последние строчки этого стихотворного фрагмента и породили сегодняшнюю скульптурную композицию.
Мы застаём ситуацию в момент, когда ощущения расставания с Книгой ещё нет, персонажи фантастической мировой Библиотеки традиционно, спокойно поглощены чтением. От первопечатника Ивана Фёдорова и Дон Кихота до восхищённых книгами Кота и Обезьяны, до гигантских Книг, распахнувшихся шелестящими страницами.
Никто не обращает внимания на уже взмахнувшие крыльями паровозы. А они навсегда улетают с Земного шара в какую-то даль, в Историю Человечества. Нет, есть не увлечённые чтением две фигуры, которые провожают, слышат удаляющиеся гудки. Слева у железнодорожного полотна смотрит на взлёт Паровоза египетский Сфинкс. Ему много тысяч лет: всего краткий миг прожил с ним на Земле Паровоз – и уже исчезает в небытие. Справа на скамейке Ангел тоже грустно задумался о судьбе улетающего Паровозного гудка: будут ли там, куда он улетает, также радостно встречать его на каждой станции, как это было на планете Земля?
Внимательное рассмотрение «карнавала читателей» навевает самые разные версии и фантазии. Прилетевшая из Безвременья Сова-академик наверху в центре вглядывается в только что отпечатанный Иваном Фёдоровым текст не просто из любопытства, а явно контролирует мастера. А как не контролировать – ведь первые шаги Человечество делает в совершенно новом деле. А справа Дон Кихот с выражением читает книгу. Читает, наверное, громко, претенциозно, его голос доносится до всех (мешая всем читать свои книги). А, может быть, тихо читает только для Ангела на садовой скамейке. Нам, конечно, лучше, чтобы потише. Ведь мы слушаем Шелест!
Благодарю за высокую оценку работы! В своих комментариях коснулся сравнения инструментальных возможностей литературы и изобразительного искусства. Думаю, Вам как писателю это будет интересно
Уход книг из нашей жизни – это уход вполне конкретных вещей, исчезновение видимых, осязаемых предметов. Т.е. задача скульптурного отображения этого процесса стоит как будто вполне традиционно. А «утончённая поэзия» пусть выражает его не через исчезновение вещей, а через исчезновение из акустики мирового пространства определённых звуков, неотъемлемо связанных с этими вещами (как в начальном комментарии). Или через исчезновение тактильных ощущений от перелистывания страниц, к чему мы тоже так привязались и с чем тоже так не хотим расставаться. В принципе, да: скульптура может и не ставить такие задачи, оставив их литературе с её неограниченными средствами выражения.
У других искусств нет такого универсального инструментария, как у литературы. У каждого свои границы. Например, в сравнении с живописью скульптура «инструментально бедна» в отображении зари, дождя, тумана. А в отображении шелеста страниц, тактильных ощущений их перелистывания и живопись бессильна. Но изобразительному искусству свойственно выходить к своим границам. Не имея возможности более глубокого, чем литература, проникновения «в логику смысла», живопись, скульптура ищут в этих смыслах специфические глубины именно зрительного восприятия.
Пусть шелест страниц не смолкает! У книг будет долгий пусть век.
Они Мир всем нам раскрывают. От них в жизнь вошёл интернет.
Браво, Игорь! Любуюсь вашим детищем и наслаждаюсь интересной информацией!
Снимаю шляпу, Игорь
Уникальная композиция
А к книгам вернутся на следующем витке эволюции, когда с мониторами, электронными книгами и чтением в ухо достигнут днища, обрастут шерстью и вырастут хвосты.
Благодарю за высокую оценку работы! Совершенно согласен: Книга стала для человечества символом культуры, равным которому пока ничего не стало. Т.е. в этом большом смысле на смену Книге ничего не пришло.
Благодарю за высокую оценку работы! Совершенно верно Вы замечаете, что здесь много ювелирного труда. И серьёзного слесарного высокой точности тоже много. Подумываю, конечно, о натурных выставках
Если говорить о технической сложности многофигурных композиций из металла, то в этой сложности две основные составляющие: механическая обработка, корректировка в соответствии с сюжетом отдельной фигуры-отливки перед общим монтажом и монтаж-скрепление фигур в единое монолитное целое (между собой и с цоколем). Первая составляющая предельно индивидуальна для каждой композиции, всё зависит от того, насколько исходные «актёры» соответствуют «пьесе». У второй составляющей критерий сложности универсальнее, определяется в основном числом «точек крепления» (технологий крепежа всего 4: резьбовые соединения, штифты, пайка, суперсмолы). Например, в сегодняшней композиции более 30 узлов резьбового и штифтового крепления в металле и камне, зафиксированных эпоксидной смолой.
Потрясающе, как можно в 17 сантиметрах уместить столь могучий замысел, браво! Только я не вижу хоть какой то намёк, на уже хотя бы надвигающейся замены. Или я тороплюсь?
Благодарю за высокую оценку моей работы! Совершенно точно Вы отмечаете, что композиция отражает момент, когда тревоги расставания ещё нет, пока она только приближается, на неё намекают только улетающие паровозики. Мы, Сфинкс, Ангелы это уже видим, а Читатели нашей Библиотеки пока всецело поглощены чтением
Благодарю за высокую оценку работы! В этой композиции многофигурностью и разнообразием фигур я постарался дать картину глобального распространения чтения печатных книг, глобального охвата планеты культурой чтения
Великолепная композиция, Игорь! С Грустью созерцаешь все эти персонажи и осознаёшь, что исчезновение книг приведёт к мракобесию…Спасибо Вам за такую кропотливую работу и интересную информацию! С Рождеством!
Главным удовлетворением от проделанной работы являются высокие оценки замысла и художественного облика композиций. Но очень радует и интерес к технике исполнения. Он говорит о том, что у этого направления бронзовой миниатюры будут продолжатели. Поэтому несколько слов о технологии построения композиции.
Относительно «переработки» исходных фигур основных персонажей. Памятник Ивану Фёдорову (популярная статуэтка прошлого века в варианте бронзы с высоким содержанием меди) разрезан на уровне пьедестала, который заменён фигурной цилиндрической опорой вдвое ниже. На оставленной верхней площадке пьедестала смонтированы на винтовых консольных креплениях две колонны: для шестикрылого Ангела и для Совы-академика. На скамейке мастерской смонтирована площадка с грифоном-люстрой и миниатюрным типографским молотком.
Фигурка Дон Кихота почти не корректировалась. Такой её выпускают в продажу мастерские бронзового литья. Крепёж сквозной винтовой к каменному цоколю и деревянной подошве. Дон Кихот уже «играл» в наших «скульптурных пьесах». Я имею в виду статуэтку в композиции «Сусанна и старцы» (её обычно в чугунном исполнении приписывают литейному производству Касли). Но нашего благородного идальго там трудно узнать, т.е. там «переработка» образа в отличие от сегодняшней композиции радикальная.
Авторство обоих исходных вариантов «Дон Кихота с книгой» принадлежит французскому скульптору Готье. Самые очевидные отличия вариантов: у одной фигуры книга в левой руке – у другой в правой; у одной фигуры ноги в позе шага – у другой скрещены. Кроме них создано, продолжает создаваться, поступает на самые разные торговые площадки огромное число других реплик этой скульптуры.
А теперь зададим себе очень интересный искусствоведческий вопрос: как изменилось бы впечатление от нашей композиции, если бы мы обратились не к первому, а ко второму варианту «Дон Кихота с книгой»? Понятно, что пришлось бы существенно поменять взаиморасположение фигур, но в целом есть уверенность, что мы вполне могли бы выразить замысел композиции и с такой модификацией фигурки Готье и другими репликами, отлитыми и откорректированными достаточно качественно.
Приведёнными соображениями мы иллюстрируем очень важную для нашего жанра теорему изобразительного искусства: один и тот же замысел, одно и то же логическое содержание могут быть выражены различными формами.
Выше мы определились с общим принципом неоднозначности связи содержания и формы. Однако многие художники полагают, что каждая фигура скульптурного ансамбля должна создаваться в единственном варианте, исходящем из общей идеи композиции. Т.е. именно общая идея композиции должна определять, в какой руке Дон Кихот должен держать книгу.
А можно смотреть иначе и сказать больше: ничего существенно не изменится не только от того в какой руке книга у Дон Кихота, но и от того, что читать книгу Ангелу будет не фигурка Дон Кихота, а фигурка Пушкина. И ничего существенно не изменится, если великую когорту первопечатников в нашей композиции будет представлять не Иван Фёдоров, а Иоганн Гутенберг. Смысл, существо художественного произведения не изменится. Это всё равно будет гимн Книге и боль расставания с нею под натиском научно-технического прогресса.
Это значит, что возможны ситуации, когда замысел скульптурной композиции может быть реализован ансамблем из фигур, произведённых ранее методами бронзового литья с какими-то другими целями, не имеющими в виду какую-то конкретную композицию. Естественно, что исходные фигуры должны быть технологиями механической обработки подвергнуты той или иной адаптации к сюжету и стилю создаваемой композиции.
Благодарю за высокую оценку работы! Прочитал три Ваших рассказа - очень хорошие. Простите, голосую и лайкаю искренне, но отзывы не пишу, так давно повелось: на сайте появляюсь редко, обязательно не услежу за творческими успехами товарищей, обижу, так что решил, что лучше вообще не писать
Если обратиться, например, к архитектуре, то там потрясающие художественные шедевры нередко создаются вообще без какой-либо доработки уже готовых, типовых фигур, элементов декора. Выдающиеся решения по эстетическим, дизайнерским критериям возникают благодаря этой методологии в электронике, автомобилестроении, во всех областях техники, где имеется достаточно широкая элементная база.
Здесь мы выходим на основные понятия кибернетики, в методологии которой ключевыми категориями являются понятия «синтез систем» и «элементная база синтеза». Возвращаясь в искусство, можно сказать, например, так: режиссёр синтезировал замечательный спектакль, хотя элементная база (труппа театра), конечно, слабовата.
А есть ли в изобразительном искусстве сферы, где можно говорить о «сильной элементной базе», достаточной для реализации широкого спектра интересных, смелых художественных замыслов?
Да. Сегодня именно в сфере бронзовой миниатюры сложилась следующая ситуация. Ассортимент выпускаемой и накопившейся за многие прошлые годы продукции художественного литья настолько многообразен, что для широкого круга идей можно подобрать ансамбль фигур, способных в оптимальной композиции эти идеи выразить. Естественно необходима дополнительная обработка исходных фигур, адаптирующая их к сюжету, устраняющая стилистические диссонансы и т.д. Естественно, что превращение ансамбля бронзовых фигур и конструктивных элементов в единое прочное целое – это тоже задача сложнейшая. Но главное, что для широкого круга художественных идей такой путь их реализации возможен.
Благодарю за высокую оценку работы! В комментариях я пишу о неспособности изобразительного искусства запечатлеть шелест страниц - нашу скорую утрату, безвозвратную утрату мирового акустического пространства. А вот музыкальная пьеса на эту тему возможна
Эта методология позволяет создавать содержательные, высокохудожественные композиции, минуя всю сложность многоэтапного литейного производства, которую уже взяли на себя многочисленные отечественные и зарубежные художественные мастерские прошлого и настоящего времени. Их колоссальный труд оказывается рентабельным только благодаря тиражности литейных миниатюр. Только в исключительных случаях можно планировать индивидуальную отливку фигур скульптурной композиции. И нельзя представить технологию литья более-менее сложной системы фигур как единого целого.
В колоссальном объёме созданных художниками-литейщиками в различное время бронзовых, латунных, шпиатровых миниатюр ни практически, ни теоретически невозможно расплести нити авторства, соавторства, заимствований, копирований-перекопирований, утоновших в последние годы ещё и в современных компьютерных технологиях. Известно только авторство знаменитых скульптур, которые послужили оригиналами для значительной части этих реплик-миниатюр.
Мы всесторонне обсуждаем философскую, художественную ценность скульптурных композиций, создаваемых методом «синтеза систем». Но есть ещё один важнейший аспект этой методологии. Его, грубо говоря, можно назвать организационным. Методология открывает возможности реализации своих художественных идей людям, которым дан талант «синтеза», но не дано талантов создания «элементов». Или людей, у которых полно творческих замыслов, а времени на «работу с нуля», на «выработку элементной базы» нет. Т.е. наша галерея разрабатывает методологию вовлечения в художественное творчество многих новых «любителей смыслов», а именно смыслы – главный дефицит современного искусства. Правда, и в синтезе без «золотых рук» тоже не обойтись.
Благодарю за высокую оценку работы! С удовольствием полюбовался Вашим кондуктором, для меня сверление в бронзе и камне занятие родное. А когда цоколь деревянный, мы коллеги полные. С Новым годом, здоровья и творческих успехов!
Благодарю за высокую оценку работы! Всегда особо рад отзывам профессиональных художников! Желаю в Новом году здоровья, удач, больших творческих успехов!
Благодарю за высокую оценку работы! И у Вас работа во всех смыслах, и поэтическом, и музыкальном, прекрасна! Желаю здоровья и больших творческих успехов в Новом году!
Благодарю за высокую оценку работы! Да, не хватает и разрешающей способности фотоаппарата, и всё равно со всех ракурсов одним фото не снимешь. Думаю, что для таких миниатюр надо давать в презентации 2-3 фото. С Новым годом, Рождеством, здоровья и творческих успехов!
Очень интересная работа, как большое полотно, которое хочется рассмотреть и на расстоянии (в композиции), и ближе (детально). А книга, как мне кажется, ещё вернётся на свое достойное место. Шуршание страниц, тактильный контакт с бумагой, осязание книжного запаха...разум ещё затребует все это назад...:))
[цитата: ivgordin, 09.01.2024 - 19:36]
Благодарю за высокую оценку моего труда! Желаю Вам в Новом году здоровья и больших творческих успехов!
[/цитата Благодарю, Игорь,за добрые пожелания! ]
Всё - взаимно!
Уникальнейшая работа и по замыслу, и по мастерству исполнения. Игорь, не буду повторять всё то, что было сказано в Ваш адрес. Примите моё искреннее восхищение!Но мне очень жаль, что к книгам в наше время пропадает интерес у большинства людей. Деградация личности идёт полным ходом. И собрания сочинений классиков литературы вывозятся на свалки.
Благодарю за высокую оценку! Да, деградация - ключевое слово. Будем надеяться на лучшее, желаю Вам счастливого Нового года, здоровья и творческих успехов!
"Мчит прогресс, всё на свете меняя,
Нет ему ни табу, ни границ.
Паровозный гудок догоняя,
Скоро смолкнет и шелест страниц."
Невысокая скульптура, а так много информации. Талантливо. Восхищена.
Благодарю за высокую оценку работы! Из высоты 17 см надо вычесть 4 см двойного цоколя (камень-дерево), так что, конечно, всё очень миниатюрно и многие детали не видны на фото. Поздравляю Вас с Новым годом, здоровья и творческих успехов!
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за глубокое понимание жанра скульптуры смыслов! Поздравляю с Новым годом и желаю больших творческих успехов!
Получил личное сообщение с вопросом, откуда эти стихотворные строки, которые привела в своём отзыве Anna Mich? И почему я не указал автора, если использовал в названии композиции строку «…Скоро смолкнет и шелест страниц»? Ответ, к счастью, простой: выше, в первом своём комментарии к выставленной работе я пишу о том, что начал разработку темы прощания с Книгой в поэтических формах, и фрагментарно привожу отрывки своих стихов, в том числе и эти строки:
Мчит прогресс, всё на свете меняя,
Нет ему ни табу, ни границ.
Паровозный гудок догоняя,
Скоро смолкнет и шелест страниц.
Благодарю всех товарищей по сайту, выразивших своё мнение. По нашему обсуждению очень ясно вырисовывается главное – нам принципиально важно «искусство смыслов». Искусство, старающееся реалистично отразить и всесторонне изучать важнейшие процессы гуманистического развития со всеми его свершениями и противоречиями.