16+
Лайт-версия сайта

77. В.Агошков. О Гаврииле Михайловиче Пясецком.

Литература / Очерки / 77. В.Агошков. О Гаврииле Михайловиче Пясецком.
Просмотр работы:
10 июня ’2013   13:56
Просмотров: 20628

77. В.Агошков. О Гаврииле Михайловиче Пясецком.


Г.М. Пясецкий создал из кирпичей-документов красивое, монументальное, высотное здание в десяток этажей: запоминающиеся книги почти обо всех городах Орловщины. Он первопроходец, а таким людям трудно осваивать новое. Идти первому, например, по рыхлому снегу нелегко даже на лыжах. А при создании историко-краеведческих книг Г.М. Пясецкому нужно было найти свои форму и стиль изложения.

Он сумел легко преподнести читателям строгие тексты документов, разбавляя их своими научными комментариями, опережаю-щими порой своё время. Однако это не означает, что и мы во всём будем соглашаться с Г.Пясецким, ведь чем талантливее человек и его творчество, тем больше хочется с ним спорить.

Чтобы судить о манере письма Г.Пясецкого, достаточно прочитать такой, например, отрывок. Обвинив вятичей в единении с «хищными» печенегами, он продолжил: «Вот почему Киевские князья, начиная от Олега, едва при Св. Владимире, все воюя, принудили их платить дань по шелягу от сохи.

Но и после Вятичи не раз ещё возмущались под предводительством своих родовых князей. Даже при Владимире Мономахе они не совершенно ещё входили в состав русского государства, а были только данниками его и составляли из себя отдельную землю под именем Вятичей, настолько ещё враждебную Руси, что мимо ея не без опасения проходили даже такие сильные и воинственные князья, как сам Владимир Мономах. За тожъ никто и не любил их; а Татищев говорит, что их прозвали «злыми, противными и вредительными».

В летописи говорится о том, что вятичи платили дань «по шелягу от рала». Г.Пясецкий решил сделать «перевод», поскольку слово «рало» уже в 19 веке устарело – «по шелягу от сохи». Читая о «злых и противных» вятичах, невольно проникаешься к ним уважением – такова логика изложения автора.

С одной стороны, Г.Пясецкий оправдывал Киевских князей, которые воевали с Вятичами, тем, что последние «дружили» с «хищными» печенегами. А с другой, восхищался и Вятичами, которые давали отпор самим Киевским князьям. При этом заметим, что Г.Пясецкий орловцем не был: он родился в Черниговской губернии, которая ближе к Киеву, нежели к Орлу.

Но продолжим наш очерк о Болхове. В начале 13 века впервые в летописях встречается упоминание и Болховских князей из племени Ольговичей.

В Энциклопедических современных изданиях мы тоже видим эту дату – 13 век. Правда, встречаются и сомнения, о чём писал и Г.Пясецкий: «Но вслед за тем город Болхов опять теряется во мраке до времён царя Иоанна Васильевича Грозного. Это подало некоторым повод сомневаться в древности Болхова и полагать самую территорию Болховского княжества не в Северской земле, искони составлявшей принадлежность Ольговичей, а где-то по дороге из Галича в Киев, в нынешней Подольской губернии.

Впрочем, последующие обстоятельства легко объясняют причину этого молчания летописей о городе Болхове». А причина эта – монголо-татарское иго…

Автор в сноске ссылался на историка Ходаковского, который и подал идею искать Болхов в Подольской губернии. Однако Пясецкий верил больше известному историку своего времени Соловьёву, который, видимо, полагал, что «ни в Волынской, ни в Подольской и Киевской губерниях нет ни одного места, от которого бы эти князья могли получить название Болховских», а посему территорию Болховских князей следует искать в старой Черниговской волости, т.е. на реке Нугрь".

Сейчас дискуссия по поводу нахождения того или иного города Болхова продолжается. Действительно, есть несколько городов с таким именем, в том числе и под Киевом. В нашей книге очерков «Девятая Земля» мы уже писали по этому поводу, ссылаясь и на книгу орловского исследователя, художника и писателя-краеведа Владимира Неделина «Орёл изначальный».

Г. Пясецкий предположил, что наш город Болхов (Болохов) был уничтожен полчищами Батыя и не был восстановлен потомками Михаила Черниговского, которые княжили в Карачеве, Брянске и Козельске.

Далее автор приводил интересную легенду, о которой мы бы хотели поговорить более подробно. Связана она со …Свиной дорогой, которая и сейчас тянется от Карачева до Болхова.

«Между тем страшное шествие Батыя около Болхова навсегда осталось в памяти народа, – писал Г.Пясецкий. – Только предание о нём получило уже характер тёмной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из Болхова и дошедшей до Карачева… Самая дорога эта с тех пор и доселе удерживает презрительное для Татар (сперва язычников, а потом магометан) название Свиной дороги.

Смысл народного юмора понятен. Как свинья на своём пути избегает рек, так и Татары держали свой путь по возвышенностям Свиной дороги, избегая рек и болот.
Как это непривлекательное животное на своём пути не знает ничему цены и роет всё, что ему попадётся, так и безобразные Татары безжалостно срывали все укрепления, жгли города, сёла и деревни. Путь свиньи в чужом огороде обозначается бессмысленным беспорядком, и путь Татар по России ознаменован диким неистовством и всеми ужасами опустошения».

Конечно же, татары, в том числе и крымские, к названию Свиной дороги никакого отношения не имели.

Да, захватчики нападали на Русь по водоразделам, потому что они располагались по отношению к реке выше, были сухими от воды. Первыми, кто прокладывал путь по таким водоразделам, были …животные, которые устремлялись на водопои. Безусловно, что и дикие свиньи также пользовались водоразделами…

Нарышкинский краевед Лукьянчиков рассказывал мне в 90-х годах ХХ века всё о том же, о Свиной дороге, но которая пролегла от Карачева к городу Орлу. И объяснялось название всё так же: какая-то мифическая свинья связала эти города тем, что пришла из одного города в другой. Конечно же, это самая что ни на есть народная этимология.

Г.Пясецкий пытался её окультурить, наглядно связать с полчищами Батыя. Мы бы не стали говорить о том, что свинья – это непривлекательное животное. В тех же очерках «Девятая Земля» писали о том, что наши предки ласково называли свинью дочкой, поскольку именно её они благодарили за своё спасение.

Не можем согласиться и с тем, что Свиная дорога является для татар «презрительным» названием. Да и сам Пясецкий чувствовал в данном случае натяжку. Он как бы оправдывал наших предков, говоря о том, что они связывали Свиную дорогу не просто с завоевателями, а с татарами-язычниками. А интересно знать: монголо-татары, будучи язычниками, также не ели мясо свинины, как и магометане?!

Дело в том, что самые древние народы не считали свинью «нечистой». Для нас важно подчеркнуть следующее. Когда я стал заниматься вопросом происхождения названия Свиной дороги, то обнаружил, что таких дорог было несколько – и не только в пределах нынешней Орловской области.

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213061000819






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 13 июня ’2013   10:48
Василий Иванович,очень интересная статья!!!СПАСИБО ЗА ВЯТИЧЕЙ!!!С уважением Виктор.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВЕРНОЮ ДОРОГОЙ.Для Вас поёт Людмила Иванова!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Бегу за счастьем в красочное лето...
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/texti/2554253.html?author

1803

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft