Мы рассмотрим версии автора о происхождении названия МОСКВА. Вначале он повторяет известные гипотезы, давая те или иные комментарии. Мы бы не стали так резко, например, утверждать следующее: «По этой же причине оказалась несостоятельной и явно надуманная гипотеза академика А.Соболевского, выдвинутая в начале ХХ века».
Согласно ей гидроним МОСКВА будто бы произошёл из языков скифско-ираноязычных племён, а именно авестийского слова АМА «сильный». В этом случае название реки интерпретируется как «река-гонщица». Однако факт обитания в этих местах вышеупомянутых племён не доказан, да и сама река тихая, равнинная не соответствует такой характеристике».
Но так ли это? Мы уже сообщали, что падение Москвы, особенно в верховье, достаточно большое. Да и как река может быть равнинной, если она находится на Московской возвышенности! АМА-КАМА-ГАМА – гам-шум: иными словами река Кама так поименована по своему шуму-гаму?! Река Москва тоже грохочет на перекатах, звенит: отсюда город Звенигород. Мы ещё не встречали статей, в которых бы учёные и исследователи основное внимание обращали на то, что реки именуются по своему звучанию, шуму, грому на перекатах.
Москва – грохочет, москототит. Колочь – колок, колоколит, колотит. Пахра – пух, пах, бух, бах, или Пагра – грохочет, играет, или Пакра – кричит, покрикивает. Но, скорее всего, река Пахра, правый приток Москвы-реки, опоясывающая столицу южнее, может быть поименована от «пах».
Река Гжелка, левый приток Москвы-реки, впадающая в Москву-реку чуть южнее Пахры, от «гузелка-гуз-гузня». Это, видимо, подтверждает нашу точку зрения на то, что река Москва – это река «грудь»!
Скорее всего, и река Руза-Руда – это Груда-Грудь? Недаром её левый приток называется Гряда! Если Пахра, Гжелка – это «области между бёдрами и нижней частью живота», то тогда сам город Москва – живот, место, где формируется плод!
Город Козельск-Гозельск-Гузельск! В Кромском районе Орловской области есть дер. Пузеево, расположенная на двух холмах-грудях?! Кремль-Чремль-Чревль-Чрево: место, откуда вышло всё живое. Река Москва с притоками – это «женщина с красивым телом». Притоки – это «руки, ноги, пах, грудь и другие части тела». Озёра – глаза.
Далее А.А. Богатов, ссылаясь на мнение официальной истории (А.Е. Леонтьев. «Археология мери», РАН, Институт археологии. Вып.4, 1996г), говорит о том, что до прихода славян в этих местах обитало финно-угорское племя МЕРЯ.
*
ФИННО-УГОРСКОЕ ПЛЕМЯ МЕРЯ. Последнее сообщение о МЕРЯ датировано в летописи 907г. Четырёхсотлетняя история МЕРЯ (VI-X вв.) явилась предысторией Северо-Восточной Руси, ставшей впоследствии центром единого русского государства. Потомки МЕРЯ, ассимилированные славянами, влились в состав древнерусской народности. Мерянские традиции были ощутимы в материальной культуре и погребальной обрядности жителей Ростовско-Суздальской Руси, наследие МЕРЯ сказалось и в физическом облике древнерусского населения.
До наших дней дошли переданные из поколения в поколение дорусские названия рек, озёр, селений и урочищ, сохранились некоторые лексические и фонетические особенности народных говоров. Стёртые временем следы финно-угорских верований обнаруживаются в фольклоре и традиционной культуре жителей современных Ярославской, Владимирской, Ивановской и Костромской областей.
Киевский профессор О.Б. Ткаченко, автор книги «Мерянский язык», утверждает, что на территории Московской области МЕРЯ тоже жили, а в глухих районах Костромской губернии ещё в XVIII веке можно было услышать разговоры на этом языке. Автор утверждает, что МЕРЯ – финское племя с высокой культурой, со своим языком, во многом близком к прибалто-финским языкам (языкам финнов, эстонцев, карелов).
Меряне были земледельцами и скотоводами, а вовсе не охотниками и рыболовами. Это одна из самых многочисленных финно-угорских народностей на свете к началу славянской колонизации Нечерноземья.
Окончательная ассимиляция меря произошла только в XVII веке, а не в X веке, как принято считать. Московская территория также входила в состав земель, заселённых когда-то мерей. Об этом свидетельствуют данные топонимики.
А.А. Богатов приводит пример этимологии названия реки Яхромы, выводя ее из корня «яхре» или «егре», что значило «озеро», сравнивая с финским «ярви», что также означает «озеро».
Исследователь приводит этимологию названия МОСКВА, выводя её из мерянского корня МОСКА – «конопля». Молодой московский историк С.Михайлов выяснил, что 100 лет назад в 40 верстах от столицы существовала деревня под названием Меря. В конце XIX века три населённых пункта с названием Меря: две деревни в Богородском уезде (ныне Павлово-Посадский район), а ещё одна – в Клинском. В двух километрах от последней деревни и до сих пор стоит деревня Криулино, которая в народе называлась Старая Меря.
В Клинском районе существовала ещё одна Меря, которая тоже не сохранилась на современных картах. Основной приток Москвы-реки на востоке Подмосковья в XVII веке назывался Мерьская, т.е. рекой мери, сейчас это река Нерская.
О.Б. Ткаченко считает, что наиболее тесным родством мерянский язык связан с финскими языками, прежде всего, с прибалтийско-финским и мордовским, и в меньшей степени - с марийским, а если учесть, что ещё с XIX исследователи этого вопроса пришли к выводу о его близости с языками угорских народов Приуралья, то можно с полным основанием утверждать, что мерянский язык – праязык всех ныне существующих финно-угорских народов. Т.е. выяснение этимологии топонимов Подмосковья и названия самой Москвы именно с помощью этих языков вполне оправдано.
Есть предание, согласно которому меря бежали в Волжскую Булгарию, спасаясь от насильственного крещения.