-- : --
Зарегистрировано — 120 654Зрителей: 63 984
Авторов: 56 670
On-line — 4728Зрителей: 900
Авторов: 3828
Загружено работ — 2 079 842
«Неизвестный Гений»
"Зеркало для героя" отзыв на фильм
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
15 марта ’2023 06:41
Просмотров: 2395
ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ
Довольно необычна задумка фильма. Это позже, сюжетные приёмы с “попаданцами” в прошлое и зацикленностью повторяющегося дня (как в голливудском фильме “День сурка”) станут довольно избитыми. Режиссёры по всему миру, не в силах придумать концептуально новых завязок, будут то и дело, к ним прибегать.
Надо же было нашим авторам аж в 1987ом (за шесть лет до “Дня сурка”) умудрится совместить две эти сюжетные находки. Жанр можно определить как фантастическую драму, действие то и дело перемежалось показом возмущений на солнце, протуберанцев, которые по замыслу авторов, наверное, и обусловили провал во времени, в послевоенный 1949год. Это тоже о серьёзности замысла говорит, что не стали гоняться за экзотикой, помещая героев в средневековье какое ни будь, или в лихолетье поближе, а поместили во время, в котором, казалось бы, ничего не происходит.
Но зато, чем жили те простые люди, шахтёры в основном, смогли нам в деталях показать. Игра актёров убедительна. Виды Донбаса, с огромными конусами отвалов породы, как пирамиды возвышающимися над степной равниной, с протекающими речушками в предрассветной дымке (Прям, композиции художника Левитана), с редкими садами и белыми хатами-мАзанками, создают атмосферу места и времени. Так же к жанру фильма можно отнести Историю, причём и те реалии, из которых герои “провалились” в прошлое, для нас уже стали историей, и с этой точки зрения, тоже интересны.
Напомню, что мы на момент создания фильма были изолированы так называемым “Железным занавесом” от кино-продукции и литературы извне, за редким исключением, иной раз что-то высочайшим соизволением цензоров, в порядке исключения, к нам допускалось, далеко не самые серьёзные произведения (например японский “Легенда о динозавре”, или американский “Ангар 18”). И вот, наши авторы, литераторы и киноделы, “варясь в своём соку”, изолированные от посторонних влияний, нет нет да выдавали прорывные идеи. Особенно, то время, после тотального цензурирования и требования следовать в идеологическом русле, интересно творениями, в которых авторы уже могли позволить себе рассуждения, поиск смыслов, на руинах давно отжившей к тому времени идеологи, но из завалов которой только к концу 80ых позволившей выбираться.
В начале фильма герой, вполне преуспевающий человек 37ми лет, с симптомами кризиса среднего возраста, заглянувший, в кои-то веки, в гости к отцу, горному инженеру на пенсии, вновь сталкивается со взаимным их с отцом непониманием, вновь разговор на повышенных тонах, и расставание далеко не в тёплых чувствах.
По завязке, в наши дни (для времени съёмок фильма) невесть как, заглянув на концерт группы “Наутилус Помпилиус” (чьи песни звучат в фильме) герой, чужой среди тамошней молодёжи, с их вызывающими нарядами, с заклёпками и шипами, там знакомится с ещё более “пожилым”, лет на десять старше него человеком. Уж не знаю насколько это правдоподобно, чтобы такие люди на концерт затесались, и такие случайные знакомства (не поймите превратно, просто разговорились). В разговоре всплыло, что старший после “отсидки”. Как ответственное лицо, за аварию на шахте “срок” получил. Идут, разговаривая, по парку, где снимают костюмированное кино, казаки начала их века на конях скачут, а в небе гул самолёта слышно, дальше дорога по пустырю, белый день, хотя после рок-концерта вроде бы должна быть ночь. Молодой спотыкается об арматуру, торчащую из земли, и дальше нет гула самолёта, а гудки паровоза, который, как они думают, для съёмок подогнали, как и милиционера в белой форме, на лошади, обратившегося к ним, потребовав документы.
Прозрение, что это не “киношники” заигрались, приходит в камере предварительного заключения, и то, только когда начинается стрельба, при ограблении бандой кассы шахтёрского городка, и задержавший их сотрудник, героически гибнет от пули бандитов.
Далее, их ждёт обживание в спартанских реалиях тех времён, где старшОму, как горному инженеру (несмотря на отсутствие каких либо документов, специалисты -то на войне перебиты в большинстве своём) рады, и выдав изрядный аванс, назначают на должность, а 37семи летний, младший отправляется в забой, в глубь шахты, где в этот же день, пацанчик, молодой, простецкий, “рубаха парень”, вводящий его в курс шахтёрской профессии, гибнет под обвалом.
Далее, приходит осознание, что этот день, “Воскресник”, “День повышенной дОбычи”, когда в Воскресенье всё равно надо идти в забой, а потом ещё и общественный сад облагораживать (а частные деревья людям приходится спиливать из за введённых налогов), вновь повторяется. “Мёртвые как живые, живые как мёртвые” слова одного из героев. Что-то им получается изменить, старшой говорит: “Если изо дня в день им повторять, до них доходит, они меняются!”, но по большому счёту он ничего не может изменить. Не может воздействовать на начальника гонящего план, чтобы закрыть шахту, за обвал которой сам позже сидел, зато младший познакомился с отцом и матерью (им беременной), и лучше понял своего отца, принципиального и честного, готового рисковать свободой, ради людей и интересов дела. Узнал, что и тот сидел, в то время быть честным, предполагало и быть арестованным.
По концепту фильма, похоже, что не только “попаданцы” там застряли в закольцованном времени, но и “абборигены”. Военнопленных немцев, по отбытии их срока отпускают, как там показано. А местные остаются в этих реалиях, в этой веренице рабочих вахт, с “воскреcниками”, но даже там, из работ по благоустройству общественного сада люди умудряются сделать праздник, прикольно, как коня милиционера подпоили.
Особо нужно отметить персонажа, и актёра его сыгравшего, слепого танкиста. Очутившись в прошлом, главный герой сразу его узнал, знавал его по детству, значит к 1987ому, того давно уж не было в живых. Как выразительно играет, например, выражая молчаливое сомнение, когда главный герой за выпивкой про свой “фронтовой бэк-граунд” говорит. И как искренен, аккомпанируя на баяне, когда старшой из “попаданцев”, песню “Враги сожгли родную хату” поёт. Девушка, сестрёнка слепого, и пацан лет десяти, пытаются подпевать, не особо попадая в слова (песни-то такой ещё знать не могли), но так стараясь и энтузиазмом, убедительно. Как и до того, пацан нацепивший на майку ордена, отданные ему изувеченным танкистом, всё очень натурально, и щемящее, какую трагедию люди пережили.
Финал, с ещё не старыми, ветеранами, вальсирующими на встрече однополчан, чуть сглаживает общий трагизм ленты. Фильм очень необычный, и пусть не балует лирикой (Как “День сурка” хоть в нём и есть любовные приключения), и экшеном не балует, но если кто не видел, для просмотра рекомендую.
Довольно необычна задумка фильма. Это позже, сюжетные приёмы с “попаданцами” в прошлое и зацикленностью повторяющегося дня (как в голливудском фильме “День сурка”) станут довольно избитыми. Режиссёры по всему миру, не в силах придумать концептуально новых завязок, будут то и дело, к ним прибегать.
Надо же было нашим авторам аж в 1987ом (за шесть лет до “Дня сурка”) умудрится совместить две эти сюжетные находки. Жанр можно определить как фантастическую драму, действие то и дело перемежалось показом возмущений на солнце, протуберанцев, которые по замыслу авторов, наверное, и обусловили провал во времени, в послевоенный 1949год. Это тоже о серьёзности замысла говорит, что не стали гоняться за экзотикой, помещая героев в средневековье какое ни будь, или в лихолетье поближе, а поместили во время, в котором, казалось бы, ничего не происходит.
Но зато, чем жили те простые люди, шахтёры в основном, смогли нам в деталях показать. Игра актёров убедительна. Виды Донбаса, с огромными конусами отвалов породы, как пирамиды возвышающимися над степной равниной, с протекающими речушками в предрассветной дымке (Прям, композиции художника Левитана), с редкими садами и белыми хатами-мАзанками, создают атмосферу места и времени. Так же к жанру фильма можно отнести Историю, причём и те реалии, из которых герои “провалились” в прошлое, для нас уже стали историей, и с этой точки зрения, тоже интересны.
Напомню, что мы на момент создания фильма были изолированы так называемым “Железным занавесом” от кино-продукции и литературы извне, за редким исключением, иной раз что-то высочайшим соизволением цензоров, в порядке исключения, к нам допускалось, далеко не самые серьёзные произведения (например японский “Легенда о динозавре”, или американский “Ангар 18”). И вот, наши авторы, литераторы и киноделы, “варясь в своём соку”, изолированные от посторонних влияний, нет нет да выдавали прорывные идеи. Особенно, то время, после тотального цензурирования и требования следовать в идеологическом русле, интересно творениями, в которых авторы уже могли позволить себе рассуждения, поиск смыслов, на руинах давно отжившей к тому времени идеологи, но из завалов которой только к концу 80ых позволившей выбираться.
В начале фильма герой, вполне преуспевающий человек 37ми лет, с симптомами кризиса среднего возраста, заглянувший, в кои-то веки, в гости к отцу, горному инженеру на пенсии, вновь сталкивается со взаимным их с отцом непониманием, вновь разговор на повышенных тонах, и расставание далеко не в тёплых чувствах.
По завязке, в наши дни (для времени съёмок фильма) невесть как, заглянув на концерт группы “Наутилус Помпилиус” (чьи песни звучат в фильме) герой, чужой среди тамошней молодёжи, с их вызывающими нарядами, с заклёпками и шипами, там знакомится с ещё более “пожилым”, лет на десять старше него человеком. Уж не знаю насколько это правдоподобно, чтобы такие люди на концерт затесались, и такие случайные знакомства (не поймите превратно, просто разговорились). В разговоре всплыло, что старший после “отсидки”. Как ответственное лицо, за аварию на шахте “срок” получил. Идут, разговаривая, по парку, где снимают костюмированное кино, казаки начала их века на конях скачут, а в небе гул самолёта слышно, дальше дорога по пустырю, белый день, хотя после рок-концерта вроде бы должна быть ночь. Молодой спотыкается об арматуру, торчащую из земли, и дальше нет гула самолёта, а гудки паровоза, который, как они думают, для съёмок подогнали, как и милиционера в белой форме, на лошади, обратившегося к ним, потребовав документы.
Прозрение, что это не “киношники” заигрались, приходит в камере предварительного заключения, и то, только когда начинается стрельба, при ограблении бандой кассы шахтёрского городка, и задержавший их сотрудник, героически гибнет от пули бандитов.
Далее, их ждёт обживание в спартанских реалиях тех времён, где старшОму, как горному инженеру (несмотря на отсутствие каких либо документов, специалисты -то на войне перебиты в большинстве своём) рады, и выдав изрядный аванс, назначают на должность, а 37семи летний, младший отправляется в забой, в глубь шахты, где в этот же день, пацанчик, молодой, простецкий, “рубаха парень”, вводящий его в курс шахтёрской профессии, гибнет под обвалом.
Далее, приходит осознание, что этот день, “Воскресник”, “День повышенной дОбычи”, когда в Воскресенье всё равно надо идти в забой, а потом ещё и общественный сад облагораживать (а частные деревья людям приходится спиливать из за введённых налогов), вновь повторяется. “Мёртвые как живые, живые как мёртвые” слова одного из героев. Что-то им получается изменить, старшой говорит: “Если изо дня в день им повторять, до них доходит, они меняются!”, но по большому счёту он ничего не может изменить. Не может воздействовать на начальника гонящего план, чтобы закрыть шахту, за обвал которой сам позже сидел, зато младший познакомился с отцом и матерью (им беременной), и лучше понял своего отца, принципиального и честного, готового рисковать свободой, ради людей и интересов дела. Узнал, что и тот сидел, в то время быть честным, предполагало и быть арестованным.
По концепту фильма, похоже, что не только “попаданцы” там застряли в закольцованном времени, но и “абборигены”. Военнопленных немцев, по отбытии их срока отпускают, как там показано. А местные остаются в этих реалиях, в этой веренице рабочих вахт, с “воскреcниками”, но даже там, из работ по благоустройству общественного сада люди умудряются сделать праздник, прикольно, как коня милиционера подпоили.
Особо нужно отметить персонажа, и актёра его сыгравшего, слепого танкиста. Очутившись в прошлом, главный герой сразу его узнал, знавал его по детству, значит к 1987ому, того давно уж не было в живых. Как выразительно играет, например, выражая молчаливое сомнение, когда главный герой за выпивкой про свой “фронтовой бэк-граунд” говорит. И как искренен, аккомпанируя на баяне, когда старшой из “попаданцев”, песню “Враги сожгли родную хату” поёт. Девушка, сестрёнка слепого, и пацан лет десяти, пытаются подпевать, не особо попадая в слова (песни-то такой ещё знать не могли), но так стараясь и энтузиазмом, убедительно. Как и до того, пацан нацепивший на майку ордена, отданные ему изувеченным танкистом, всё очень натурально, и щемящее, какую трагедию люди пережили.
Финал, с ещё не старыми, ветеранами, вальсирующими на встрече однополчан, чуть сглаживает общий трагизм ленты. Фильм очень необычный, и пусть не балует лирикой (Как “День сурка” хоть в нём и есть любовные приключения), и экшеном не балует, но если кто не видел, для просмотра рекомендую.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Отличная рецензия и фильм классный))))....
"День сурка" я тоже очень люблю)))))).....