16+
Лайт-версия сайта

142. В.И. Агошков. Смородинки. Самородинки. Родина. Родник.

Литература / Очерки / 142. В.И. Агошков. Смородинки. Самородинки. Родина. Родник.
Просмотр работы:
19 марта ’2013   00:02
Просмотров: 20848

142. В.И. Агошков.

Смородинки. Самородинки. Родина. Родник.


КУСТАРНИК СМОРОДИНА. В книги «Тросна» (1994г) я высказал предположение, что река Смородинка названа от «смород», что значит «смрад, вонь, гарь, чад, смердячий дух». Там, где «смородина», там «смертное место». Кусты и ягоды смородины, по мыслям Даля, тоже названы так из-за удушливого запаха. А что говорят по поводу «смородины» современные исследователи.

П.Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» (1994г) к слову СМОРОДИНА даёт такой текст: «Кустарник средней величины семейства камнеломковых с кисловатыми или кисло-сладкими ягодами со множеством семян, чаще лиловато-чёрного цвета (чёрная смородина), но также и красного (красная смородина), и розовато-жёлтого или белого (белая смородина)…

В говорах также сморо’да… Украинская СМОРОДИНА – «(чёрная смородина)», («красная, белая смородина» – порiчки, мн.)». Далее учёный рассказывает о том, как сейчас называется «смородина» в других славянских языках: совсем по-другому, чем у нас. Тем не менее, народные названия чёрной смородины звучат так: в чешском языке – smradinka, smradlina, smrdlenka; в польском – smrodynia. В русском языке слово СМОРОДИНА известно, по крайней мере, с XVв.

П.Я. Чёрных пишет, что она «названа так главным образом по запаху клопов, обитающих на молодых ветвях и листьях смородинного кустарника»… Но одно дело кустарник смородина, а другое – река Смородина. Что общего между ними?! Видимо, удушливый запах. Если на кустах смородины он появляется от клопов, то заболоченная речка выделяет сероводород. Но не исключено, что и речку, берега которой были покрыты кустарником смородиной, также могли назвать Смородиновой.


РЕКИ САМОРОДИНКИ. Впрочем, сказать, почему именно у реки по имени Смородина бьются богатыри, трудно. Может быть, всё дело в том, что мы что-то подрастеряли из народных верований и обычаев. Но не станем отчаиваться и поговорим о троснянской речке Самородинке и мценской горе Самород. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы сказать: данные гидронимы названы так потому, что САМИ РОДЯТ (РОЖАЮТ).

Теперь становится ясным, почему богатырский конь Муромца пробил копытом РОДНИК: последний находился почти на поверхности и сам бы вскоре открыл себя. Конечно, для наших предков, обожествлявших солнце, природу, представ-лялся вещим и родник, который сам начинал бег по долине. Отсюда, во-первых, и таинственная сила Самородинки и таящаяся в ней смертельная опасность; во-вторых, нужно иметь в виду, что когда-то и смерть для наших предков представлялась не грустным, а радостным событием. В крайнем случае, наши предки хоронили умерших с песнями и плясками, показывая им, чтобы они не горевали в другой жизни: здесь, в роде, откуда они ушли, всё хорошо; об ушедших помнят, на них равняются…


КОНЕЦ И НАЧАЛО. Любопытно, что слово КОНЕЦ означает… НАЧАЛО, ведь «КОН» и есть начало. Орловские населённые пункты по имени КУНАЧ (деревня – в Глазуновском и село – в Ливенском районах) означают не конечные пункты, а наоборот, начальные! Так что КОНЕЦ (конечный) есть «новое начало». Поэтому на смену ушедшим в мир иной рождались дети, а из чрева земли сами рождались речки, которые так и называли – САМОРОД. Всё в природе повторяется: на смену сумеркам (смерти) и ночи обязательно приходят рассвет и день; после зимы (симы – смерти) наступают весна и лето!

БЕРДЯЕВ О РОЖДЕНИИ И СМЕРТИ. К нашей теме подходят и рассуждения русского религиозного философа Николая Бердяева (1874-1948). В статье «Метафизика пола и любви» (см. книгу «Философия любви», 1990г, том 2, стр. 385-386) он писал:
«Рождение и смерть – одной природы, имеют один источник.

Уже Гераклит учил, что Гадес и Дионис один и тот же бог. И рождение, и смерть одинаково – продукты мирового распада, дети времени, царства временности в мире.… Ни одно существо испорченного мира не вечно, все части мира, все состояния мира временны, тленны. Когда сказано было рожать в муках, то этим было сказано и умирать; плодить в мире несовершенство и смерть по закону природной необходимости.
Рождение есть уже начало смерти; истина эта подтверждается опытом всей природы и слишком очевидна.

Рождение по самому существу своему есть дробление индивидуальности, распадение её на части, есть знак того, что индивидуальность не может достигнуть совершенства и вечности и как бы предлагает своей части продолжить за неё дело совершенствования, как бы заменяет достижение единого успеха в вечности множественными успехами во времени».
Так что прав был В.Путилов, когда говорил, что речка Смородинка в далёкой мифологической традиции отделяла мир живых от мира умерших.


РОДИНА – РОДНИК – САМОРОДИНКА. Если мценская гора Самород «сама рожала», то «плодом» такого действия должен был стать РОДНИК, КЛЮЧ. Недалеко от шаблыкинской деревни Смородиновки (в сторону деревни Кремль) и сейчас находится очень сильный родник. Не говорит ли это о том, что речки Смородинки как раз и образовывались из больших родников, ключей, колодезей?!

Известно, что раньше колодезями назывались небольшие речушки. Кстати, река Снепород, на которую ссылаются учёные-авторы учебного пособия, не может «сама рожать», поскольку она «не по роду, непородистая, т. е. не рожает!» Поэтому реки Самород и Снепород не синонимы, а антонимы, т.е. стоят на разных полюсах. Наши предки обожествляли воду, любые источники. Ещё большее впечатление на людей производили сильные ключи, родники.

Не исключено, что и Соловьи-разбойники жили прежде всего не в болотах, а у колодцев, куда стекались все дороги и тропы. Ведь былины, как мы уже говорили, в основном зародились в Киеве, откуда южнее и восточнее простираются степи. А в степях роль колодцев, родников очень велика. Достаточно вспомнить, что и на Орловщине имеются немало названий типа Белый Колодезь, Становой Колодезь и т.п.

Сами рождающиеся родники стали САМОРОДИНКАМИ. Действительно, все орловские, нам известные Самородинки (Смородинки) находятся в основном в верховьях, недалеко от больших трактов, или шляхов: Муравского (пгт. Долгое), Пахнутцева (г.Мценск), Свиного (пгт. Шаблыкино, сгт. Тросна).

(С) В.И. Агошков.



© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213031801983






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 21 марта ’2013   12:27
Вам бы читать курс русской словесности в ведущих университетах России!!!ВОСТОРГАЮСЬ                           ВАШИМ ТАЛАНТОМ!!!С уважением Виктор.

Оставлен: 21 марта ’2013   12:38
Спасибо, Виктор Иванович! В своё время думал после института пойти в аспирантуру, но среда и лень засосали.К тому же я учился в институте (4 года) после армии (3 года). Поэтому после института я просто устал: хотелось отвлечься от учёбы. А тренера-советчика не нашлось.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft