16+
Лайт-версия сайта

142. В.И. Агошков. Смородинки. Самородинки. Родина. Родник.

Литература / Очерки / 142. В.И. Агошков. Смородинки. Самородинки. Родина. Родник.
Просмотр работы:
19 марта ’2013   00:02
Просмотров: 20907

142. В.И. Агошков.

Смородинки. Самородинки. Родина. Родник.


КУСТАРНИК СМОРОДИНА. В книги «Тросна» (1994г) я высказал предположение, что река Смородинка названа от «смород», что значит «смрад, вонь, гарь, чад, смердячий дух». Там, где «смородина», там «смертное место». Кусты и ягоды смородины, по мыслям Даля, тоже названы так из-за удушливого запаха. А что говорят по поводу «смородины» современные исследователи.

П.Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» (1994г) к слову СМОРОДИНА даёт такой текст: «Кустарник средней величины семейства камнеломковых с кисловатыми или кисло-сладкими ягодами со множеством семян, чаще лиловато-чёрного цвета (чёрная смородина), но также и красного (красная смородина), и розовато-жёлтого или белого (белая смородина)…

В говорах также сморо’да… Украинская СМОРОДИНА – «(чёрная смородина)», («красная, белая смородина» – порiчки, мн.)». Далее учёный рассказывает о том, как сейчас называется «смородина» в других славянских языках: совсем по-другому, чем у нас. Тем не менее, народные названия чёрной смородины звучат так: в чешском языке – smradinka, smradlina, smrdlenka; в польском – smrodynia. В русском языке слово СМОРОДИНА известно, по крайней мере, с XVв.

П.Я. Чёрных пишет, что она «названа так главным образом по запаху клопов, обитающих на молодых ветвях и листьях смородинного кустарника»… Но одно дело кустарник смородина, а другое – река Смородина. Что общего между ними?! Видимо, удушливый запах. Если на кустах смородины он появляется от клопов, то заболоченная речка выделяет сероводород. Но не исключено, что и речку, берега которой были покрыты кустарником смородиной, также могли назвать Смородиновой.


РЕКИ САМОРОДИНКИ. Впрочем, сказать, почему именно у реки по имени Смородина бьются богатыри, трудно. Может быть, всё дело в том, что мы что-то подрастеряли из народных верований и обычаев. Но не станем отчаиваться и поговорим о троснянской речке Самородинке и мценской горе Самород. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы сказать: данные гидронимы названы так потому, что САМИ РОДЯТ (РОЖАЮТ).

Теперь становится ясным, почему богатырский конь Муромца пробил копытом РОДНИК: последний находился почти на поверхности и сам бы вскоре открыл себя. Конечно, для наших предков, обожествлявших солнце, природу, представ-лялся вещим и родник, который сам начинал бег по долине. Отсюда, во-первых, и таинственная сила Самородинки и таящаяся в ней смертельная опасность; во-вторых, нужно иметь в виду, что когда-то и смерть для наших предков представлялась не грустным, а радостным событием. В крайнем случае, наши предки хоронили умерших с песнями и плясками, показывая им, чтобы они не горевали в другой жизни: здесь, в роде, откуда они ушли, всё хорошо; об ушедших помнят, на них равняются…


КОНЕЦ И НАЧАЛО. Любопытно, что слово КОНЕЦ означает… НАЧАЛО, ведь «КОН» и есть начало. Орловские населённые пункты по имени КУНАЧ (деревня – в Глазуновском и село – в Ливенском районах) означают не конечные пункты, а наоборот, начальные! Так что КОНЕЦ (конечный) есть «новое начало». Поэтому на смену ушедшим в мир иной рождались дети, а из чрева земли сами рождались речки, которые так и называли – САМОРОД. Всё в природе повторяется: на смену сумеркам (смерти) и ночи обязательно приходят рассвет и день; после зимы (симы – смерти) наступают весна и лето!

БЕРДЯЕВ О РОЖДЕНИИ И СМЕРТИ. К нашей теме подходят и рассуждения русского религиозного философа Николая Бердяева (1874-1948). В статье «Метафизика пола и любви» (см. книгу «Философия любви», 1990г, том 2, стр. 385-386) он писал:
«Рождение и смерть – одной природы, имеют один источник.

Уже Гераклит учил, что Гадес и Дионис один и тот же бог. И рождение, и смерть одинаково – продукты мирового распада, дети времени, царства временности в мире.… Ни одно существо испорченного мира не вечно, все части мира, все состояния мира временны, тленны. Когда сказано было рожать в муках, то этим было сказано и умирать; плодить в мире несовершенство и смерть по закону природной необходимости.
Рождение есть уже начало смерти; истина эта подтверждается опытом всей природы и слишком очевидна.

Рождение по самому существу своему есть дробление индивидуальности, распадение её на части, есть знак того, что индивидуальность не может достигнуть совершенства и вечности и как бы предлагает своей части продолжить за неё дело совершенствования, как бы заменяет достижение единого успеха в вечности множественными успехами во времени».
Так что прав был В.Путилов, когда говорил, что речка Смородинка в далёкой мифологической традиции отделяла мир живых от мира умерших.


РОДИНА – РОДНИК – САМОРОДИНКА. Если мценская гора Самород «сама рожала», то «плодом» такого действия должен был стать РОДНИК, КЛЮЧ. Недалеко от шаблыкинской деревни Смородиновки (в сторону деревни Кремль) и сейчас находится очень сильный родник. Не говорит ли это о том, что речки Смородинки как раз и образовывались из больших родников, ключей, колодезей?!

Известно, что раньше колодезями назывались небольшие речушки. Кстати, река Снепород, на которую ссылаются учёные-авторы учебного пособия, не может «сама рожать», поскольку она «не по роду, непородистая, т. е. не рожает!» Поэтому реки Самород и Снепород не синонимы, а антонимы, т.е. стоят на разных полюсах. Наши предки обожествляли воду, любые источники. Ещё большее впечатление на людей производили сильные ключи, родники.

Не исключено, что и Соловьи-разбойники жили прежде всего не в болотах, а у колодцев, куда стекались все дороги и тропы. Ведь былины, как мы уже говорили, в основном зародились в Киеве, откуда южнее и восточнее простираются степи. А в степях роль колодцев, родников очень велика. Достаточно вспомнить, что и на Орловщине имеются немало названий типа Белый Колодезь, Становой Колодезь и т.п.

Сами рождающиеся родники стали САМОРОДИНКАМИ. Действительно, все орловские, нам известные Самородинки (Смородинки) находятся в основном в верховьях, недалеко от больших трактов, или шляхов: Муравского (пгт. Долгое), Пахнутцева (г.Мценск), Свиного (пгт. Шаблыкино, сгт. Тросна).

(С) В.И. Агошков.



© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213031801983






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 21 марта ’2013   12:27
Вам бы читать курс русской словесности в ведущих университетах России!!!ВОСТОРГАЮСЬ                           ВАШИМ ТАЛАНТОМ!!!С уважением Виктор.

Оставлен: 21 марта ’2013   12:38
Спасибо, Виктор Иванович! В своё время думал после института пойти в аспирантуру, но среда и лень засосали.К тому же я учился в институте (4 года) после армии (3 года). Поэтому после института я просто устал: хотелось отвлечься от учёбы. А тренера-советчика не нашлось.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ТЫ, ПОМНИШЬ...(Баян) Владимир Калита

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft