16+
Лайт-версия сайта

219. Светлана Краснощёкова. Тайна каменной красавицы.

Литература / Очерки / 219. Светлана Краснощёкова. Тайна каменной красавицы.
Просмотр работы:
18 апреля ’2013   20:43
Просмотров: 20577

219. В.И. Агошков. Девятая земля.

СВЕТЛАНА КРАСНОЩЁКОВА.
ТАЙНА КАМЕННОЙ КРАСАВИЦЫ.

ЛЮБОЙ ПАМЯТНИК древней истории интересен по своему. Но есть памятники, знаменующие собой определённый этап в развитии человечества в целом. Когда речь идёт о каменном веке, нельзя не вспомнить пещерные стоянки первобытного человека с их уникальной живописью.

Эпоха меди-бронзы оставила города Месопотамии и египетские пирамиды. Ранний железный век принёс миру курганы скифских царей и, конечно же, удивительные произведения степного искусства – скифские и половецкие "каменные бабы".

Ещё в XYII веке тысячи каменных изваяний стояли на древних курганах и просто на возвышенных местах, заметных издали, на водоразделах, при слиянии рек, на перекрёстках дорог. На курганах были по два, а то и по пять – десять изваяний.

В период освоения степи курганы начали распахивать, а "каменных баб" в массовом количестве уничтожать, как помеху при обработке земли. В лучшем случае их свозили в крестьянские усадьбы для практических хозяйственных нужд, а в помещичьи – для украшения парков. Уничтожение каменных скульптур было столь активным, что учёные, обеспокоенные этим, сумели в конце XIX века добиться от Российского правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства.

Правда, к тому времени, большинство сохранившихся статуй было уже собрано в музеях южных городов России. Но до наших дней из десятков тысяч статуй, поставленных когда-то на степных курганах, дошло не более полутора тысяч.

ОДНА ИЗ "КАМЕННЫХ БАБ" была случайно обнаружена на территории Орловской области. Когда взору предстала эта уникальная находка, невольно всплыли в памяти слова:

Изваяньем таинственным, // В годах былых,
Был опущен покров // На красавиц степных.

Каменная скульптура была найдена в 1984 году на окраине посёлка городского типа Верховье во время земляных работ. Очевидец рассказывал следующее: ковш экскаватора завибрировал и вынул из земли большой, овальный камень.

Экскаваторщик заинтересовался находкой, покинул кабину и, подойдя к монолиту, стал очищать его от земли. И каково же было его удивление, когда предстала вместо глыбы "каменная баба" весом более 150 кг. Надо отдать должное рабочим ОА "Надымспецвармонтаж", которые очень бережно отнеслись к посланнице далёких веков, оценили самобытную её красоту, важность находки и при первой же возможности сообщили о ней в Орловский областной краеведческий музей, а затем привезли и само изваяние.

В музее "каменную бабу" почистили, помыли и поставили для всеобщего обозрения в экспозицию отдела досоветской истории. По внешнему виду скульптура напоминает снеговика. По тулову проходят два горизонтальных пропила, выделяющих небольшую голову, чуть больший по размеру торс и ещё большую округлую нижнюю часть – основание.

Изготовлена она из серого песчаника, имеет овальную, плоскую форму, "рост" – 80 см. прорисовка рук и ног отсутствует, очень выразительны "черты лица" статуи – они монголоидны: узкие, удлинённые глаза с обозначенными зрачками, тяжёлые, нависшие веки, словно эта статуя умудрена долгим жизненным опытом. Её взгляд словно живой. На голове, с правой стороны, имеется ямкообразное "ушное отверстие", с другой стороны его нет.

Рот обозначен многочисленными мелкими дырочками и слегка растянут, словно в лёгкой, снисходительной улыбке. Судя по тому, что на торцевом овале статуи легко обозначены груди, – это женское изображение.

НАХОДКА "каменной бабы" единична и уникальна не только для Орловской области, но и для всего региона. По заключению специалистов института археологии Российской Академии Наук "…форма данного памятника весьма необычна, она не свойственна монументальной скульптуре.

Нижняя часть его (основание) также уникально, аналогии ему не известны. Относительно времени создания данного памятника отметим, что он не может датироваться ранее эпохи средневековья. Подобная трактовка глаз, например, известна в мелкой пластике и каменной скульптуре носителей салтово-маяцкой культуры (хазар, болгар). Таким образом, наиболее вероятная дата создания данного памятника – IX-XI века н.э., хотя не исключается и более поздняя дата".

Специалисты Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге считают, что "… размеры и некоторые общие соображения могут говорить о дате бытования изваяния не ранее неолита-бронзы и вплоть до раннего дохристианского средневековья. Важен вопрос о местонахождении «бабы» в горизонтальном положении, поскольку именно так использовались изваяния степной бронзы в погребениях. По археологическим данным, на сегодняшний день, находка является уникальной и не имеющей аналогов".

КАКОМУ ЖЕ НАРОДУ могла принадлежать пришедшая из глубины веков «каменная баба»? С YII века до н.э. и до XIII века в Восточноевропейских степях обитали кочевые народы – скифы, сарматы, печенеги, торки, половцы, оставившие после себя многочисленные курганы и курганные могильники.

Лишь два народа из вышеперечисленных оставили в качестве культурного наследия каменные изваяния – это скифы и половцы. Скифские изваяния представляют собой изображения воинов с оружием. Они выполнены из монолитных каменных глыб или плит, которые отёсывали, придавая им обобщённую форму человеческой фигуры. При помощи резца обозначились детали. Все скифские изваяния делятся на 6 типов.

1. Столб овального сечения со скруглённой верхней частью, голова отделена при помощи гривны (шейное украшение), проходящей по нижнему краю лица.
2. Столб с выделенной головой, подчёркнутый изображением гривны, шея отсутствует, плечи прямые или покатые, подтянуты до уровня рта, подбородок опущен на грудь.
3. Столб на четырёхугольном или овальном основании, голова выделена и отделена от туловища шеей, иногда гривной, но подбородок всегда выше уровня плеч.
4. На плоской плите случайной формы высечено изображение частей человеческого тела.
5. Круглая скульптура с выделенными формами фигуры.
6. На стеле – барельефное изображение человеческой фигуры с выделенными частями тела.

Первые три типа характерны для ранней скифской скульптуры YII-IY веков до н.э., остальные относятся к позднему периоду – Y-IY векам до н.э. Только в ранней скульптуре YI века до н.э. на изваяниях отсутствуют детали лица, большинство же изваяний раннего периода имеют лúца с круглыми миндалевидными глазами, прямым, немного расширяющимся книзу носом, доходящим до опущенных вниз усов подковообразной формы. Массивные руки переданы прямыми линиями, слегка выделены кисти, а пальцы даны единой плоскостью, т.е. совсем не обозначены. Руки сложены под прямым углом – одна над другой на уровне пояса или направлены друг к другу так, что пальцы сближаются.

Воин изображался в шлеме, с ногайкой в руке, одетый в "кожаный" доспех с оплечьями и нагрудными бляхами, подпоясанный широким поясом. Вооружён он был мечом, боевым топором и луком в горите (футляр для лука). Обязательным аксессуаром для всех статуй были защитный пояс и массивная витая гривна.
Скифские изваяния были распространены на широкой территории от Предкавказья до Дуная, Днепра и в Крыму.

Кого же изображали каменные скульптуры? На этот счёт существуют самые различные мнения: божество; умершего царя с регалиями, пожалованными ему божеством в знак царской власти; обожествлённого героя; мифического первопредка скифов Таргитая; героизированного умершего племенного вождя и т.п.

Половецкие "каменные бабы", как и скифские, различны по своему типу. Они имеют мужской и женский пол, сидящую или стоящую позу. Наиболее ранние статуи X-XI веков были плоскими и имели вид стелы. В дальнейшем, во второй половине XII – начале XIII века изваяния представляют собой круглую скульптуру со слабо обработанной спиной и низким рельефом в изображении рук и лица.

Половецкие статуи имеют тяжёлый торс, укороченные ноги, что делает фигуру более массивной и величавой. Черты лица статуй очень выразительны, многие из них сильно монголоидны.

С НАЧАЛА XIII ВЕКА появились объёмные стелообразные статуи, ставшие как бы перерождением круглой скульптуры. На них перестали изображаться ноги, руки, державшие сосуд на животе, в конце концов, остался лишь столб, слегка напоминающий человеческую фигуру – приталенный, с выраженной, хорошо прорисованной головой, с выдающимися вперёд животом и грудью.

На половецких изваяниях изображено большое количество предметов от костюма, украшений, оружия и разного бытового инвентаря. Например, сложные женские причёски-шляпы, мужские косы-причёски. Чётко изображены кафтаны, вороты рубах, фасон сапог, ремни и бляхи, панцири из длинных пластин, вышивка на одежде.

Исследователи считают, что каменные половецкие изваяния – это остатки сложных верований и обрядов, связанных с культом предков.

Статуи не являлись надмогильными памятниками, а воздвигались в степи на высоких местах в специально оборудованных для этого святилищах. Остатки таких святилищ, огороженных примитивной, сложенной из дикого камня, квадратной в плане оградкой, археологи неоднократно находили как на вершине курганов, так и на высоком кряжистом водоразделе.

В НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ XXв. донецким археологом М.Л. Швецовым было открыто хорошо сохранившееся святилище. В плане святилище было квадратное, оградка невысокая, сложена из плетняка, которым и сейчас пользуются для сооружения заборов местные жители. В центре огороженного пространства были обнаружены пьедесталы двух статуй – мужской и женской.

У их подножья найдены многочисленные следы жертвопри-ношений – кости животных. Скульптура не превышала в длину 0,6м и являлась, видимо, символом родоначальника рода, к которому принадлежали скульптурные изображения мужчины и женщины, стоявшие в центре святилища.

Находки остатков жертвоприношений у подножья статуй позволили установить состав жертвенных животных: конь, бык, баран, собака. В одном случае у подножья статуи было обнаружено ритуальное захоронение ребёнка, умерщвлённого, видимо, специально в качестве жертвы.

Огромные степные просторы … На сотни километров во все стороны тянется однообразная равнина, однообразный пейзаж которой нарушали лишь курганы и изваянья «каменных баб».

Разной высоты и формы, разбросанные в одиночку или собранные в группы, они неизменно привлекали к себе внимание спутников. С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, прекратилось и степное производство «каменных баб» – этих замечательных произведений степного искусства.

С.Д. Краснощекова – археолог, старший научный сотрудник Орловского областного краеведческого музея.

На снимке: Каменная баба, XI-XIII вв.. Найдена в 1994г.



БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.,"Наука", 1981г.
2. Археология СССР. Степи в Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., "Наука", 1989г.
3. Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния. 1974г., САИ, Вып. Е 4-2.
4. Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологич. представлений ираноязычных народов, М., 1983г.
5. Раевский Д.С. Модель мира скифск. культуры. М., 1985г.
6. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. Л,"Наука",1981.
7. Краснощекова С.Д. Газета "Орлов. правда", 7.06. 1996г.
8. Краснощекова С.Д. "Ливенская газета", 18.10.1996г.
9. Архив Орловского областного краев. музея. Дело № 3097.







Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 19 апреля ’2013   04:34
ЗДОРОВО!!!!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Премьера песни "Сердце раскрылось*! Приглашаем!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft