16+
Лайт-версия сайта

221. В.И. Агошков. Девятая земля. Деревья храмы.

Литература / Очерки / 221. В.И. Агошков. Девятая земля. Деревья храмы.
Просмотр работы:
19 апреля ’2013   08:39
Просмотров: 20314

221. В.И. Агошков. Девятая земля. Деревья храмы.

ДЕРЕВЬЯ – ХРАМЫ.
ПЕРУН И ВЕЛЕС.

Н.Е. ШВЕЦОВ – учитель изобразительного искусства Кромской средней школы – рассказывал, что на его исторической родине в селе Муравль Троснянского района стоял большой дуб. Мать Николая Егоровича вместе со своими подругами ходили к этому дубу и клали на его огромные ветви иконки. В сельхозпредприятии «Победа» Кромского района есть посёлок Отрада, который находится на Кривчиковской горе. Как поведал мне главный агроном хозяйства Николай Апухтин, на полпути из села Кривчиково – главной усадьбы СКП «Победа» – до посёлка Отрада, высится дуб, на котором живут … русалки. Во время Троицы, летом, лесные красавицы … летают в Никольский лес Свердловского района Орловской области.

Потом вместе с главой сельской администрации Г.Д. Деточкой мы сфотографировали этот дуб. Стоит он чуть в отдалении от Ивановского леса, на опушке, между лесом, дорогой и пашней. Дерево, на первый взгляд, не производит на далёких путников неизгладимого впечатления, но оно величественнее других.

Я расспрашивал многих местных жителей о том, почему именно на этом дубе живут русалки; однако никто толком не смог объяснить, когда появилась такая легенда, зачем русалки летают в Никольский лес… Как бы там ни было, сведения о летающих русалках весьма любопытны и говорят о том, что мы готовы, в век космических скоростей, верить в чудеса.

Я РОДИЛСЯ И ВЫРОС в деревне Редькино, ныне включённое в село Становой Колодезь. На выгоне, что находится напротив дома, через дорогу Орёл – Ливны, часто слушали, особенно в вечернее время, истории про домовых, чертей и прочих кикиморов. Дома про добрых домовых рассказывала мать. Я живо представлял их облик в своей голове и порою даже заглядывал под печь, на кухню, в проём, образованный между печкой и стеной дома.
Но никого, конечно, не видел.

На Троицу мать посылала меня на луг, за травой. Я накашивал мешка 2-3 свежего клевера и рассыпал траву густым ковром по полу. Отец в это время рубил нижние суки престарелой берёзки и втыкал их основания в завалинку, закрывая от света и так небольшие окна. Наша небольшая хатка преображалась. Преображались и мы, дети, и родители молодели лет на десять.

Потом, когда я пришёл из армии уже в новый, построенный отцом дом, травы на полу и берёзок у окна уже не было. Не ходил я больше с ватагой ребят и в берёзовую рощу, расположенную за 4 км западнее Станово-Колодезьской школы. Но помню до сих пор магию лета, магию русской природы, деревьев и травы.

Д. Д. ФРЭЗЕР писал, что «Якоб Гримм сделал … заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса…» … «…друиды у кельтов поклонялись дубам…». «В Упсале – древней религиозной столице Швеции – была священная роща: деревья в ней считались божественными. Деревьям и рощам поклонялись и славяне-язычники. Литовцы были обращены в христианство лишь к концу XIV века. К этому времени культ деревьев продолжал играть у них важную роль».

Заметим, что нынешняя орловская земля, за исключением её восточных земель, была с 1356г до 1500г в составе Великого Литовского княжества. Есть сообщение о том, что в 1415г крестили Мценск, после подавления восстания местных жителей. Художник-исследователь, учёный, автор многих интересных книг по истории Орловщины Владимир Неделин считает, что «мценского крещения» в то время … не было. Наверное, можно согласиться в какой-то степени с Владимиром Михайловичем, если мы и до сих пор сохранили, вопреки крещению, какие-то языческие поверья, поклоняемся дубу. В то же время вятичей пытались крестить и во время походов киевских князей на Верхнюю Оку, и в начале XIIв (вспомним Кукшу).

РУСЬ ЛИТОВСКАЯ была языческой. Наши предки в XIV – XV вв. тоже были литвинами. По свидетельству Д.Д. Фрэзера «литовцы ухаживали за священными рощами рядом со своими деревнями и домами: считалось грехом сорвать в них даже ветку. Они думали, что человек, сломавший ветвь в такой роще, либо тут же умрёт, либо будет изуродован». До прихода славян на Верхнюю Оку здесь жили финно-угорские народы. Конечно, они отсюда никуда не ушли, растворились среди славян. Священные рощи у финно-угорцев огораживались заборами и «представляли собой простые поляны или расчищенные участки леса с несколькими деревьями…».

В наше время гуляния на Троицу совершаются именно на полянах. В центре вместо священного дерева строится сцена для выступления артистов и поздравления присутствующих первыми лицами района и предприятий. У корней деревьев «жертвами» становятся бутылки со спиртными и другими напитками. Если раньше женщины в священные рощи не допускались, то теперь их там большинство – и в распитии напитков от мужчин не отстают.

Обращение пожилых орловцев в газеты по поводу рубки больших тополей невольно заставляет вспомнить пример из книги Д.Д. Фрэзера: «Индейцы … заявляли, что несчастья обрушились на их народ по причине распространившегося ныне пренебрежительного отношения к правам пирамидального тополя … каждое дерево … имеет свою душу».

ЛУЖИЦКИЕ СЕРБЫ, живущие в Германии, имевшие ранее название ВЕНДЫ, 2 июля устанавливали посреди деревни ДУБ, возле которого танцевали и гоняли скот, чтобы лучше размножался. ВЕНДЫ – ВЕНЕДЫ – ВЕНЕТЫ – ВЯТИЧИ?! Не говорит ли это о том, что лужичане (полабские славяне) очень близки нам по своим воззрениям!

Именно дубу поклоняются наши современники из СПК «Победа». Не жива ли в их душах мысль о том, что «деревья способны делать людей плодовитыми», поскольку в деревьях есть духи, способствующие продолжению рода. Поэтому обычай «срезать в лесу ветви и украшать ими каждый дом … направлены на то, чтобы привлечь к каждой деревне и к каждому дому благодеяния, находящиеся во власти духа дерева». Д.Д. Фрэзер уточняет:
«В последний четверг перед праздником Троицы русские крестьяне отправляются в лес, поют песни, сплетают венки и срубают молодую берёзу, которую обряжают в женское платье и украшают разноцветными лентами и лоскутками».

На третий день украшенную берёзу несут к реке и бросают в воду, чтобы «вызвать дождь?».


(С) В.И. Агошков




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213041801967






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Приглашаем на премьеру песни Раскрылось сердце!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft