16+
Лайт-версия сайта

Приключение на перевале. Записки экстремала. Окончание

Литература / Приключения, детектив / Приключение на перевале. Записки экстремала. Окончание
Просмотр работы:
25 декабря ’2021   00:10
Просмотров: 4546

«Странствия — лучшее занятие в мире. Когда бродишь, — растёшь стремительно, и всё, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю…»
Константин Георгиевич Паустовский


Продолжу рассказ о приключениях на одном из перевалов горной гряды Хамар-Дабан.
В качестве географической справки:

«Хамар-Дабан — сложенный раннепротерозойскими комплексами хребет к югу от озера Байкал шириной 50—60 км, протянувшийся с юго-запада на северо-восток более чем на 350 км. На западе водораздельный хребет Хамар-Дабана начинается у правых нижних притоков реки Зун-Мурэн, далее идёт на юго-восток до верховий рек Хангарул и Снежная, где к востоку от Хангарульского хребта поворачивает на восток и, далее от среднего течения Снежной идёт в направлении северо-восток-восток до реки Селенги…»




…Уже в начале декабря я начал задумываться о поездке на перевал, где мы вынуждены были оставить свои квадроциклы, потому что несмотря на все старания не смогли выехать оттуда из-за глубокого снега, который замуровал перевал до следующей весны.
В один из вечеров мы собрались втроём; сын Рома, его друг Аркаша и я. Посидели, попили чаю и сговорились отправится туда на ближайшие выходные. Когда ребята ушли, для начала я посмотрел прогнозы погоды на неделю.
На выходных снег не обещали и потому на горах температура будет опускаться до минус двадцати. Но нас это не пугает, потому что видели и более холодные погоды – главное, чтобы снега не было!
Начались привычные сборы, хотя у каждого из нас снаряжение было сложено в отдельных местах, оставалось только загрузить в машину. И потом ехали только на два дня – Роме надо было выходить в свою поликлинику в понедельник, после обеда…

Назавтра, я позвонил своему приятелю, у которого есть снегоход и попросил его позаимствовать, на всякий случай дня на три дня.
Сегодня в Иркутске, у многих самостоятельных мужиков есть разные машины для экстремального туризма, в том числе и снегоходы – у кого даже горные снегоходы. Ситуация с этим переменилась радикально в сравнении даже с началом нулевых – всё больше и больше моих знакомых в свободное время уезжают или уходят в далёкие странствия, часто связанные с экстремальными ситуациями – всё время жить в дымном и закопчённом городе скучно, да и душой стареешь!
Я привёз снегоход от приятеля, на специальном прицепе, который предложил этот приятель и это было очень кстати – до заезда на перевал надо было проехать по шоссе километров сто пятьдесят.

Выехали в пятницу рано утром, как и договаривались. Я встал в шесть часов, сходил в гараж и к семи часам уже был около дома. Аркаша живёт рядом и услышав рык моего грузовичка, вскоре появился на пороге с большим рюкзаком – он любит путешествовать с комфортом и потому, набирает приличное количество вещей, а я и не против – не на себе ведь нести!
По пути заехали к Роме, а он уже ждал нас. Его провожали дети – две девочки, которые смотрели на него с обожанием и всё норовили потрогать его большой рюкзак: – Папа едет в поход!».
Одним словом выехали часов около восьми, когда на улице было ещё совсем темно. Морозец на воздухе был приличный, но мы ведь сибиряки и потому, нас это мало пугает.
Когда выехали на трасу, я включил авто магнитофон и поставил Визбора: «То взлёт то посадка…»
Эта песня сопровождает нас во все путешествиях, хотя молодые сегодня крутят рэп или попсовую дребедень на английском, в которой не понимают ни слова, но кайфуют и бодрятся.
Машин было немного и потому доехали до Култука быстро, уже при свете солнца.
С горы перед Байкалом открывается захватывающая дух картина - на той стороне замёрзшей, покрытой снегом равнины озера, к небу вздымаются заснеженные горные вершины, которые на восходе солнца светятся розовым, в обрамлении темных хвойных лесов!
Спустившись к Байкалу свернули направо и покатили в сторону Тункинской долины, к речке Быстрой, которая приходит с отрогов хребта Хамар-Дабана.
По пути заехали к местному егерю и узнали, что на наш перевал почти никто за эту зиму ещё не поднимался, поэтому наши квадрики стоят целёхоньки там, где мы их оставили.
Машину у него не стали оставлять - егерь сказал, что до первого подъёма дорога сделана лесовиками, заготавливающими сушняк – Года три назад тут пришёлся шелкопряд и засушил несколько гектаров первоклассного соснового леса. Лес стоит но даже на крупных соснах нет ни хвоинки – всё это похоже на страшноватый призрак леса!

Заехав на деляну лесорубов, познакомились с мужиками, расспросили о дороге впереди и оставив у них грузовик, пересели на снегоход…
Первый подъём. Вначале сели на снегоход втроём и Аркаша стал рулить, но так как у него не было практики, то начались наши мучения.
Снегоход шёл посередине дороги, а колеи глубокие и потому, снегоход периодически сваливался из колеи на обочину - кто ездил на снегоходе тот знает, как трудно удержать его на разбитых дорогах, когда приходится одной лыжей рулить по центральному бугру а второй по глубокой колее справа или слева. Особенно опасны повороты, на которых неопытный Аркаша чаще всего вываливался из колеи…
Мы сидя сзади только мешали ему рулить и поэтому, вскоре решили, что пойдём с Ромой пешком, а Аркадия на снегоходе отправили вперёд.
Шли не торопясь, потому что проваливались в снег даже через наст. Разогрелись, расстегнули меховые шубы, задышали – в говоре постоянно смог, а здесь и чистота и красота. Лес стоял в тихом ожидании очередного снега и намороженные сверху сугробов льдистые кристаллики, отражая солнечные лучи светились разноцветными искорками…

В какой-то момент движения, мы вдруг перестали слышать звук мотора и когда вывернули из-за очередного поворота, то впереди увидели снегоход лежащий в снегу вверх лыжами, а рядом топчется водитель.
Подошли и Аркаша рассказал, что не удержался на центральном гребне и съехал влево, где снегоход накренился а потом перевернулся прямо на него – хорошо, что снег на обочине глубокий и ему удалось из под машины выбраться!
С трудом, взявшись поднимать машину втроём, кое-как поставили её на лыжи и Аркаша снова уехал вперед…

Наши мучения продолжались на протяжении всего крутого подъёма и когда обессиленные поднялись на первую вершину то остановились, развели костёр, попили чаю и поели - был уже полдень, и без того низкое солнце стало клониться к закату.


Второй подъем был подлиннее и с вынужденными остановками, мы преодолели его только в сумерках. Уже никто не обращал внимания на окружающую красоту, вспотели на несколько рядов, потому что наши мучения продолжились и когда вылезли на плоскотину, то я едва шёл - так зверски, я уже давно не уставал. На правой руке у меня, от напряга лопнул под кожей большой кровяной сосуд и образовался приличный синяк, потому что там кровь пошла к низу, но на это я уже не обращал внимания…
Приехали к зимовью уже в темноте, хотя белый чистейший снег, каким-то образом отражал звездное небо и потому, что-то ещё можно было разглядеть впереди…
Было часов восемь вечера, Аркаша приехал раньше нас и первым делом, беспокоясь осмотрел квадрики, сверху засыпанные на полметра снегом. Убедившись, что все в порядке, развёл огонь в печке и поставил кипятить чай – снаружи мороз поддавливал и был уже приличный минус – градусов двадцать, не меньше!
Я едва дополз до зимовья, потому что даже в колее от снегохода, снег оставался приличный по глубине и идти, тем более в гору было совсем непросто.
Войдя в зимовье, отдыхиваясь сел на нары и ещё долго крутил головой и повторял:
- Да! Вот это подъём! Век бы его не видеть!
Но вскоре в зимовье стало тепло, чай вскипел, достали продукты, конечно выпили с устатку и как то сразу полегчало. Потом, уже во время еды выпили ещё и ещё. Сразу захотелось спать и я лёг с краю нар у стенки и попытался заснуть, но долгое время ворочался и вспоминал один из походов в Восточный Саян…


… В июне, как обычно втроем мы заехали в Окинскую долину, но по дороге пришлось ночевать в тайге, на берегу таёжной горной речки. Мы чуть задержались в пути, потому что у прицепа, на котором везли квадрацикл, отвалилось крепление и в отсутствии сварки, пришлось его прикручивать проволокой.
Потом, доехав до реки и оставив машину на этом берегу, уже при полной весенней воде, переправились на «квадрике» через Жохой.
В одном месте квадрик почти перевернулся и пришлось какое – то время вести его цепляясь за руль и брести самому в воде по пояс. Вода ледяная, я нервно хихикал, матерился сквозь зубы, но терпел!
Посередине реки, квадрик наехал на большой камень и остановился. Я замерз как бобик, но пока сталкивал его с камня, даже вспотел от напряжения.

Когда преодолели реку, показалось, что все сложности позади,
но при переезде очередного ручья, квадрик снова повалился набок и мне пришлось один бок этой тяжеленой машины держать на плечах, стоя по пояс в ледяной воде.
Потом, в воду спрыгнул Рома и вдвоем, мы выправили неповоротливый вездеход на должный путь.
Проехали всего километра два и въехали на очередную наледь трёхметровой толщины, посередине которой талая вода промыла трещину – ледяной овраг. Долго искали переправу, наконец нашли объезд, переправились через наледь и уже без приключений доехали до «базы», где останавливались в прежних путешествиях.
Быстро поставили две палатки – одну для меня с Ромой, а другую для Аркаши - он сильно храпит по ночам.
Гостиную сделали рядом с палатками из двух п-образно поставленных стоек и сверху обтянули сооружение крепким полиэтиленом. Получилась защищенная от ветра «комната», в которой ужинали, завтракали и выпивали.
Назавтра утром проснулись в четыре часа утра и позавтракав, разошлись в разные стороны – я в одну, Рома и Аркаша – в другую. Примерно через час, в той стороне, куда ушли ребята услышал несколько выстрелов и подумал, что может быть они добыли медведя – лицензия на этого хищника была мною куплена заранее.

Вечером выяснилось, что действительно стреляли по медведю, но намазали, - было слишком далеко – стреляли с одного склона на другой, с расстояния метров в двести-триста. Медведь, услышав совсем близко щёлканье пуль, проворно убежал за горку…

На другой день, ребята снова ушли в ту же сторону, надеясь соследить убежавшего медведя, а я пошёл наверх, в горную тундру – там очень красиво!
Поднявшись на горку, на вершину покрытую ягелем, я сел на камень и долго осматривал бескрайние просторы горной тундры, где за каждым увалом могли пастись и северные олени, и изюбри.
Отдохнув, стал спускаться вниз, чтобы обследовать дно широкой долины.
Никого там не встретив, прошёл по пади вверх и свернул в ближайший распадок и тут, подняв голову вдруг увидел метрах в ста от себя матку северного оленя с оленёнком, которые мирно паслись, не замечая и не слыша человека.
Я долго стоял неподвижно и только когда полез за биноклем в рюкзак, то оленуха обернулась, какое – то время неподвижно смотрела на меня и потом, с места перешла на рысь, подгоняя оленёнка бежавшего впереди. Она бежала раскачиваясь из стороны в сторону, словно защищая оленёнка от возможных выстрелов, но я стоял и просто смотрел, не делая даже попытки выстрелить вслед этой семейной парочке…
Назавтра уезжали из этих суровых, но красивых мест и я, во время долгой дороги, сам для себя оправдывая отсутствие трофеев думал, что так и лучше - не надо напрягаться, разделывать зверя, перетаскивать тяжёлое мясо, а потом везти его по такой опасной дороге, на перегруженном квадрике…
Главное, что мы прожили здесь, в дикой природе несколько дней, ходили по местам, где редко ступает нога человека, любовались на горы, дышали чистейшим воздухом и отдыхали от жизни в переполненном людьми городе. Чего же ещё желать?!

Спустившись с горного плато, спокойно переехали речку – вода за эти дни спала – и загрузившись в оставленную на другом берегу машину, тронулись домой…
По пути, останавливались в красивых местах – в Тункинской долине уже зазеленела трава и появились подснежники и другие цветочки!..

…Спал плохо – видимо перенапряжение сказалось, поэтому проснулся поздно, когда младшие «партнёры» уже сварили кашу с тушёнкой и чай.
Поели без аппетита и для сугреву выпили по паре чарок водки – мир как и обычно после этого заиграл новыми красками. На улице действительно была неземная красота – белый-белый снег искрился на восходе холодного солнца и замёрзшие деревья стояли как неподвижные декорации в спектакле под названием «Мир без людей»!
Начали готовится к обратному броску.
Мой квадрик завёлся сразу, а Аркашин отказывался оживать – видимо ему понравилось дремать под полиэтиленовой плёнкой, под толстым слоем снег.
Аркаша занервничал, стал бормотать какие-то ругательства –обстановка накалялась.
В это время раздался звук моторов и к избушке подъехали двое, на горных снегоходах – у них траки - «гусеньки» почти в пять-шесть сантиметров высоты, отчего и проходимость намного выше. Мужики слезли в сёдел осторожно подошли и довольно грубо спросили «Кто такие и зачем тут?»
В ответ я спросил тоже довольно грубо: - А вы кто такие?
Оказалось, что это слюдянские егеря – позже выяснилось, что они поднялись сюда, чтобы проверить капканы, поставленные на давнем соболином путике.
Потом один из них, видимо старший спросил: - А среди вас есть доктор? – и я ответил - Даже два! Егеря видимо знали, что доктор то есть Рома, был в той кампании, которая оставила здесь квадрики!
Действительно и Аркаша и Рома известные в городе психиатры, которые закончили мединститут в один год…
Постепенно разговорились и узнав, что мы заезжали к местному егерю, перед тем как сюда подниматься, они успокоились. Аркаша к тому времени, когда они уехали, покопался в моторе и квадрик завёлся.
Расстались с приезжими дружески и они газуя и немного лихача, укатили куда то в сторону, минуя накатанную снегоходную лыжню.

Вскоре тронулись и мы. Аркаша на снегоходе, привычно уже поехал вперёд, а мы с Ромой сели в седла квадриков и тронулись по его следу вниз. И тут, среди этой ярко-солнечно белой красоты начались новые испытания – квадрики иногда застревали в летних промоинах засыпанных снегом и приходилось чуть ли не на руках выталкивать их на колею…
Так мы барахтались несколько часов, пока наконец не выбрались на лесосеку, где и началась лесовозная дорога.
Остановившись здесь, мы снова разожгли костёр и вскипятив чай, поели вздыхая и кутаясь в одежды – после потной работы, вымотанные почти до предела, наши тела плохо сохраняли тепло!
После отдыха, погрузили квадрики в кузов, а снегоход на прицеп, и пере крестившись, тронулись в обратный путь к шоссе.
Уже наступила ночь и фары грузовичка, ярко освещая заснеженную дорогу всю в ухабах, на поворотах выхватывали из темноты высокие, первозданной чистоты белые сугробы и краешек леса, стоявшего вдоль дороги насторожённой стеной!

В город приехали часов в двенадцать ночи и развезя ребят по домам, я поставил машину в гараже и пешком, едва дотянул до дому. Рука, в том месте где порвался сосуд болела, ноги на ходу подгибались и когда я вошёл в дом, внутри оставалось одно желание – упасть в постель и заснуть – все приключения были позади и должно было пройти время, после чего, эти походные тяготы могут стать в памяти настоящими приключениями, о которых всегда рассказываешь с радостной гордостью!

Конец декабря 2021 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

1802
Друзья! Спасибо, что были рядышком!)

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
"Нежный романс"... Принцесса цирка, мистер "Х" ждут с Вами встречи...

https://www.youtube.com/watch?v=u9yPLYUeZgI


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft