16+
Лайт-версия сайта

О старости и смерти. Отрывки из романа "Владыка Серафим".

Литература / Проза / О старости и смерти. Отрывки из романа "Владыка Серафим".
Просмотр работы:
13 февраля ’2020   00:07
Просмотров: 7675

Старость

«У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем удовольствия молодости. Старость находит удовлетворение в собственной совершенности. Она сбросила путы эгоизма. Душа, наконец-то ставшая свободной, радуется быстротечному мгновению, но не молит его помедлить…»
автор: Сомерсет Моэм

…А годы жизни Владыки всё шли и шли, складываясь в десятилетия. Вот стало ему шестьдесят. Потом семьдесят и незаметно, бытование подошло к восьмидесяти. И в его всегда собранной подтянутой фигуре проявились черты старения.
Плечи незаметно, год за годом клонились к низу. Доброе и улыбчивое лицо, со временем изрезали морщины. И борода, некогда густая и блестяще-чёрная, поредела и поседела. Голос стал хриплым и прерывистым, но когда он говорил с людьми, то преображался и казалось молодел на глазах.
Уже после семидесяти, несмотря на скромную диету, начались проблемы с желудком. Но главное, в стареющее тело пришла боль. Суставы ныли и болели, когда он уставал после длинных прогулок. Сердце начинало биться и ворочаться в груди после самой пустячной нагрузки. И все время хотелось полежать, чтобы не чувствовать этой изнуряющей боли во всем теле.
О происходящем с его стареющим телом, он никому не рассказывал, но близкие люди и внимательные прихожане начинали понимать, что годы не щадят и любимого Владыку!
…Всё чаще, сидя у себя в квартирке на задах храма, Владыка задумывался о преемнике и начал подыскивать себе подходящего молодого священника, исподволь расспрашивая и узнавая характеры и глубину мыслей и поступков многих своих знакомых священников, как у себя в епархии, так и в России, где он бывал довольно часто, особенно последнее время.

На одной из встреч московской верующей интеллигенции, Владыка, как всегда сидя в центре кружка внимательно слушающих людей, заметил молодого священника в старенькой рясе, который смотрен и слушал его, не замечая ничего вокруг себя. В конце беседы, как всегда были вопросы. И этот священник смущаясь спросил Владыку, как можно стать проповедником, которого люди будут не только слушать, но и понимать о чём он говорит?
- Знаете — начал Владыка — я когда говорил первые проповеди, то очень смущался. И слова с языка слетали какие-то неловкие и начав, я часто не знал, как продолжить тему.
Но вот однажды, я так переживал, что в середине проповеди, вдруг перестал думать о том как меня видят и воспринимают окружавшие меня прихожане.
И получилось так, что слова полились из меня сами собой и мысли шли ровным и последовательным строем.
И тогда, я. понял, что надо во время проповеди отпускать на волю свои мысли, а голова и наверное больше сердце, найдут нужные слова.
Ведь мы же годами, десятилетиями учимся, читаем книжки, обдумываем многие вещи в голове. И всё это в нас есть, то есть остаётся. И вот когда расслабляешься, то всё накопленное за эти годы, выходит само собой…
Владыка посмотрел на смущённого священника и закончил: - Вот и вы попробуйте так сделать. И я уверен что у вас получится...
После этой беседы, Владыка однажды встретил этого молодого священника в Даниловом монастыре, поговорил с ним и увидел, что это возрастающий религиозный талант, глубокая и молодая душа нового поколения верующих, которые пришли в церковь уже после университетов и которые несут в себе глубину нового понимания и Библии, и современной жизни.
И вот тогда-то и решил Владыка Серафим пригласить отца Антония, под таким именем был пострижен этот священник.
И уже позже, на встрече с Патриархом, Владыка Серафим попросил Его Святейшество отпустить священника Антония к нему в епархию, викарием. И Патриарх дал согласие. Он тоже знал молодого клирика и тоже заметил в нём и глубокий ум, и крепкую цельную веру...



Беседа о смерти.



«…Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования. В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным , а, наоборот, очень утешительным! Я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения в результате чего понял, что Смерть - это ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье…» Вольфганг Моцарт


…В трапезной церкви проходила очередная беседа Владыки. Когда народ заполнял трапезную, превратившуюся в зрительный зал, Владыка выходил из своей маленькой квартирки, вход в которую был через трапезную и поклонившись притихшей аудитории, проходил к столу и садился лицом к присутствующим.
И начиналась беседа...
- Сегодня, я хочу побеседовать о смерти человеческой и об отношении к ней каждого из нас – начал Владыка. Я помню из учебника логики, силлогизм, доказывающий смертность каждого, любого из нас. Там было написано приблизительно так: «Кай человек... Все люди смертны. Значит Кай тоже умрёт...».
Тогда мне было лет двадцать, понимая умом, что я тоже как все люди смертен, душой я не верил, что тоже умру. Более того, я даже не верил в то, что я когда-нибудь стану старым. Смерти я не боялся ещё и потому, что не хотел жить долго. Вокруг, было так много смертей, а это было во время большой войны и поэтому, даже в достижение возраста хотя бы шестидесяти лет, верилось с трудом. Да может быть и не очень хотелось жить долго.
Теперь, я думаю, что это было проявление обычного юношеского максимализма...
И вот сегодня, как то странно сознавать, что мне уже далеко за семьдесят, а жизнь начинает нравиться всё больше и больше...
Владыка весело рассмеялся и слушатели тоже заулыбались, видя добродушное веселье этого открытого и оптимистически настроенного человека. Этим чувством юмора, Владыка Серафим привлекал самых мрачных своих прихожан.
В отличии от многих и многих православных иерархов, он любил смеяться и часто подшучивал сам над собой. И эта его простота подкупала, заставляя многих прихожан пересмотреть свои взгляды на православие, как на веру с грустными корнями...
- Конечно я видел стариков вокруг, и даже много стариков. Но поверить, что когда-то и у меня выпадут волосы, а в оставшихся появится седина, что лицо моё станет морщинистым как печёное яблоко, я не мог...
Владыка этим замечанием ещё раз вызвал улыбку на лицах прихожан.
- И вот прошли годы и вдруг, я начинаю осознавать, понимать, правда очень медленно, что я становлюсь всё ближе к смерти и уже начинаю верить в то, что я стал старым человеком…
И тут, мне вспоминается латинская поговорка: «Никто не стар настолько, чтобы не верить, что он проживёт ещё хотя бы один год»
Вот и я сегодня, утешаю себя тем, что умру не завтра и потому, ещё остаётся много времени чтобы радоваться жизни, думать, разговаривать с людьми, вспоминать свою прошлую молодую и часто бестолковую, а иногда и грешную жизнь.
И вот тут приходят в голову разные сожаления об упущенных возможностях не только саморазвития, но прежде всего о потерянных напрасно годах, за которые можно было помочь многим людям почувствовать себя более счастливыми и более нужными для других...
Конечно, смерть многих пугает, но тут надо вспомнить о смерти и страданиях Иисуса Христа на кресте и о его добровольной жертве, за ради спасения людей от их грехов и прошлых и будущих.
И вот тут, для нас открывается, как мне кажется, смысл нашего существования как верующих людей. Раз уж Господь пожертвовал своей бесценной жизнью, за ради нас грешников, то нам, пытающихся верить и жить по Его Новому Завету, нужно последовать Его примеру и взять на себя тяготы не только своей жизни, но и тяготы, хотя бы для начала самых близких людей, которые нас окружают. И тогда, это наполнит нашу жизнь смыслом и даже смерть в этом случае, не будет нас пугать, потому что мы будем сознавать, что не даром прожили свои жизни...
Мне часто задают вопросы, почему мы должны страдать и ограничивать себя, когда вокруг видим много людей, которые хотят и имеют много денег и живя в роскоши, думают только о себе или о «своих». Ведь сегодня, это основной пропагандистский «тренд» в светских, а иногда даже и в церковных СМИ.
- Я недавно прочитал материал в газете, где священник, чуть ли не с гордостью говорит о российской империи, что раньше церковный клир был привилегированным сословием и ездил в каретах. Этим, он оправдывает то, что нынешние батюшки на «Лексусах» да на «Мерседесах» разъезжают, да ещё и в сопровождении «денщика» - водителя, то есть личного дьякона. Думаю, что обычному христианину, такое отношение к священству кажется диким...
Владыка сделал паузу, отпил несколько глотков воды и поставив стакан на стол, продолжил:
- Тут то, мы и должны вспомнить о том, что мы верующие, мы христиане и должны и можем жить не только для себя и близких, но и для тех, кто для нас являются дальними.
Иисус Христос Говорил: «Возлюби ближнего, как себя самого»
И говоря это, Он имел ввиду не только нашу родню и друзей, но именно тех людей, которые нас окружают в жизни вообще. И конечно, прежде всего тех, кто вместе с нами верует и поклоняется спасителю человечества - Иисусу Христу, возлюбившего всех человеков так, что жизнь свою отдал на их благо...

Двухтысячные годы. Лондон. Владимир Кабаков.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Ты не плачь..
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2546986.html?author
Такое может случиться с каждым..


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft