16+
Лайт-версия сайта

МАМА. Я ХОЧУ УВИДЕТЬ СОЛНЦЕ.

Литература / Cценарии / МАМА. Я ХОЧУ УВИДЕТЬ СОЛНЦЕ.
Просмотр работы:
07 апреля ’2024   19:06
Просмотров: 164

Галина Мягкова
Сценарий.


Мама, я хочу увидеть солнце.

Пролог.


Больничный коридор, по которому очень быстро движутся чьи-то ноги. Мужские, женские. Видны только бегущие человеческие ноги и колеса санитарной каталки. Нескончаемая этажность.
Кадр должен казаться бесконечным как во времени, так и в пространстве. Стук движущихся ног пересекается с шумом женских и мужских голосов. Сначала совсем ничего не понятно, о чем говорят. Но через некоторое время мы начинаем улавливать отдельные слова и даже фразы.

1-й женский голос: Мы успеем, доктор? Мы успеем?
2-й женский голос: Должны…милая…
Мужской голос: Не отвлекайтесь, сестра.
Голос: Сестра, сестра, сестра, сестра…

Каталка со всего хода въезжает в лифт, который мгновенно захлопывается.

Сцена: Слышен звук падающего человеческого тела. Кадр будто замирает. Молодая женщина открывает глаза. У нее есть только глаза, в которых страх.

Женский голос: Нам надо ее поднять и положить на сиденье. Принесите нашатырь… это обморок.

Сцена: Упавшая женщина нюхает нашатырь и на ее губах появляется краска. Она видит пожилую нянечку в белом халате. И, наверное, в эту минуту начитает понимать, где она находится. Но, когда сознание ее более-менее проясняется, с ней начинается истерика. Она рыдает взахлеб. Сквозь рыдания мы слышим отдельные реплики.

Голос женщины: Где мой сыночек? Что с ним? Он жив еще, нянечка, дорогая… За что, за что? Я не переживу…
Голос нянечки: Успокойся, успокойся, родная. Разве так можно? Наш доктор не даст ему умереть. Ты еще заглянешь в его глазки.

Сцена:
Подошедшие медсестры помогают женщине подняться. Усаживают ее в большое кресло в коридоре. Не видящими глазами смотрит она в камеру.

Женщина: У меня нет никого, кроме него. Отец от него отказался. Сказал, что я виновата в том, что он родился с такой болезнью. Все советовали мне отдать его в интернат. Даже моя мама. Я тоже выросла без отца. И зачем нужен мужчина в доме она не знает. А я хотела бы это знать. Но мне не повезло с мужем, как и ей.
Нянечка: Ты не одна такая, заброшенная. Нас миллионы. Но мы живем и растим детей. У меня их трое. И все врачи. Он, мой старший- оперирует твоего. А дочка моя – анестезиолог. Твой сыночек будет жить. Наше лекарство спасло тысячи жизней. Вот вспомнишь меня.

Младшая моя- патронажная сестра. Будет ему укольчики делать. Еще на свадьбе его погуляешь!

Основная часть.
В больничной палате. Ночь.

Сцена:
В небольшой чистой палате лежит маленький пациент с закрытыми глазами. Рядом сидит его молодая исстрадавшаяся мать. Занавески на окне плотно задернуты.

Женский голос за кадром:

Я даже не знала, день или ночь. И вообще, вся жизнь казалась ночью. Нескончаемой и темной. Без звезд, без луны. Были только я и мое горе. Такое же бесконечное, как черное небо над нами. Он родился уже нездоровым. В роддоме сказали, что не жилец. Да и дорого все. Лечение, сиделка. Я стала работать дома, на компьютере. В интернат не отдала. Я не смогла бы с этим жить. Мама моя, еще молодая совсем, работала. Сейчас ушла на пенсию, мне помогает. Завтра у него день рождения.

Сцена:
Ребенок вдруг очнулся, открыл глаза и удивленно посмотрел на задумавшуюся в полудреме мать.

Ребенок: Мама, я хочу увидеть солнце.

Сцена: 1985 год.

Мама нашей героини только что вышла из декрета на работу. Она экскурсовод в музее. На фоне картин, фотографий, афиш она ведет экскурсию. Мы видим только ее, цветущую и молодую, очень похожую на свою дочь.

Женский голос за кадром:

Вот это – я, зачем-то живу, дышу, люблю, слушаю музыку, которая внутри меня, целую ребенка и спрашиваю себя: что же такое – я? Я – женщина, с бедрами и грудью, с голосом и улыбкой – для чего?
Для того, чтобы слышать музыку внутри себя и произносить слова высоким, сочным и подвластным мне голосом. Мой голос – это инструмент для игры, как ноги – инструмент для танцев под музыку, которая звучит во мне. Музыка души. Души, освещенной солнцем.

Голос дочери: Это говорит моя мама. Она только что вышла из декрета на работу в музей. В это время у меня еще был папа. Это было лето маминой молодости и весна моего детства.

Сцена:
По аллее цветущего жасмина молодой мужчина ведет маленькую девочку за руку. Оба о чем-то оживленно говорят и смеются. Внезапно отец останавливается и поднимает свою дочь на руки. Обхватив его руками, девочка отчаянно целует отца.

Голос дочери: Я родилась весной, цветущим маем. Люблю ароматный жасмин. Он- мое дерево. Если его можно назвать деревом. Жасмин – это благоухающая субстанция. Шанель № 5.

Весна моего детства. Счастливое ли это время? А кто об этом знает? Детство не повторяется. Оно живет в нас, как весна, как цветущий жасмин, как благоухающий парфюм, как Шанель № 5. Весна, ты способствуешь размышлению. О красоте, о счастье, о любви. Но кто в детстве думает об этом? В детстве живут и чувствуют. Красоту, счастье, любовь. Я прихожу к папе и целую его. Он – моя первая любовь. Детская и весенняя. Я об этом и не подозреваю. Первая любовь девочки – это отец.

Сцена: Крупный план молодого улыбающегося мужчины, отца героини. Мы должны запомнить этот влекущий образ. Он очень важен в нашем повествовании.
Голос дочери: Это было лето маминой молодости. Ах, лето, лето! Как долго приходится тебя ждать! Целый год я думала о тебе. О солнце, о теплой воде в пруду, о листве, колышущейся над водой.

Сцена: Огромное яркое солнце поднимается над горизонтом.И, кажется, что оно не влезает в экран. Мы чутко следим за этим явлением. И когда, наконец, солнце четко занимает свое положение, мы видим голубую воду, в которой отражается небо.

Голос дочери: Лето в Подмосковье, и лето на Черном море, где пляжи были переполнены жаждущими тепла и солнца. Желтый песок на Ривьере становился моей второй кожей, и не хотелось его смывать соленой черноморской водой. Лето маминой молодости скоро кончилось – началась перестройка. И испугавшись ответственности за семью, мой папа ушел в никуда. Больше я его никогда не видела.

Сцена: Утро. В больничную палату, тихонько приоткрыв дверь, втискивается полная симпатичная женщина – мать главной героини. С букетом белых роз. И видя свою уставшую и не выспавшуюся за ночь дочь, от двери сразу протягивает ей букет.

Мама: Вера, милая, это ему. Поставь в вазу. Мне врачи сказали, что он выкарабкался. Пусть радуется. Как ты? Вера: Чуть жива. А мальчик мой спит. Твой внук говорил со мной
ночью, мама. Очень странно говорил.
Мама: Может быть, это после препарата? Ведь это новое лекарство.
А он совсем маленький, всего-то пять лет сегодня.
Вера: Доктор сказал, что он в школе будет первым учеником.
Мама: Вот видишь.

Сцена: В это время ребенок сладко потянулся и снова открыл глаза. На щеках его был легкий румянец.

Ребенок: Мама, я хочу увидеть солнце.
Вера: Вот опять. Ты слышала?
Мама: Слышала. Солнце. А ты помнишь наше с тобой солнце? На море?
Вера: На море? Да ничего, я, мама, не помню. Все забыла.
Мама: Как же это можно забыть? Солнце моей молодости и твоей весны?

Сцена: Мальчик снова заснул. Обе женщины смотрят на него с надеждой. Все в палате белого цвета: и стены, и занавески, и букет белых роз в стеклянной вазе. Стоит такая тишина, которая выражается даже в позах присутствующих там женщин. Лишь слышен звук весла по воде.

4

Голос матери за кадром: Ноктюрны, спящие во мне, постепенно просыпаются. Люби нас – говорят они – как только первый скромный лучик вездесущего солнца божественно касается моего лица. И я тоже просыпаюсь. Сад, моей, замерзшей в снегах души, тоже просыпается и постепенно на его ветвях появляются почки нового зарождающегося чувства, которое со временем даст зеленые ростки для творчества. Творчества жизни.

Сцена: Вера выходит в больничный коридор. Ее встречает нянечка и просит срочно зайти в кабинет главного врача. Там ее ждет небольшой сюрприз.
Главврач: Здравствуйте. Вы ведь Вера Лебедева? Хочу вас познакомить с представителем Фонда «Помоги реально» Виктором Николаевичем.

Сцена: Вера и представитель Фонда протягивают друг другу руки.

Виктор Николаевич: Я всего лишь волонтер этого фонда. Мы помогаем реально деньгами тем больным детям, кто нуждается в финансовой помощи. На совете было принято решение оплатить вам полностью проведенную вашему ребенку операцию и лечение. Вот банковские документы.

Сцена: Вера настолько поражена этим актом, что снова готова упасть в обморок. Замечая это, главврач подбегает к ней и подносит нашатырь. Вера бледна и плохо выглядит после бессонной ночи, проведенной у постели своего ребенка. Виктор Николаевич обмахивает ее несколькими листами бумаги банковских документов.

Главврач: Срочно домой и спать, спать. Виктор Николаевич, вы на машине?
Виктор Николаевич: Да, да, конечно. Пойдемте.
Вера: Спасибо. Большое спасибо. До свидания.

Сцена: Они вдвоем выходят из кабинета главврача. Спускаются на лифте вниз.

Вера: Из какого вы фонда? Я не поняла.
Виктор Николаевич: Фонд «Помоги реально» называется. Мы поднимаем на ноги почти 1000 детей в год.
Вера: В наше время? Вы смеетесь надо мной?
Виктор Николаевич: Да что вы, Вера? Наш фонд уже существует пять лет. Возглавляет его семейная пара Давыдовых. У них небольшой бизнес. И тоже нездоровый ребенок. Первый. А сейчас уже трое здоровых.
Вера: Вы рассказываете какие-то невероятные вещи.
Виктор Николаевич: Вы не одиноки. Просто за своей болью вы не видели ничего и никого.

Сцена: Вера и Виктор Николаевич входят в скромную квартиру Лебедевых. Из узкого коридора с одной стороны виден вход в маленькую детскую. Вера приглашает Виктора Николаевича, который является практически ее ровесником, войти. Сразу понятно, что здесь обитает ребенок. По стенам висят его детские рисунки, которые, надо сказать, достаточно хороши.
Виктор Николаевич: Как много рисунков. А что это на них?
Вера: Это рыжие коты.
Виктор Николаевич: ?

5

Вера: Да. На всех рисунках только рыжие коты. У него такая была потребность до операции. Рисовать рыжих котов. И никаких других.
Виктор Николаевич: Я, конечно, не психолог. Но мне кажется, что я понимаю, почему именно рыжие коты. Рыжий кот – это символ солнца.
Вера: А я уже вообще ничего не понимаю.
Виктор Николаевич: Да вы устали. Простите меня. Вам нужно выспаться. Да и мне на работу пора. До свидания.

Сцена: Вера провожает Виктора Николаевича к выходу. Закрывает за ним дверь и буквально падает на диван. И моментально сон поглощает все ее существо.

Сон Веры после ухода Виктора Николаевича:

Вытянутый воздушный шар с глазами, весело подпрыгивающий над гладкой поверхностью, очень похожий на рыжего котика, вертит хвостиком таким образом, что он летит вперед, как воздушный змей.
И слышен голос ее сына, который кричит от восторга: мама, мама, это мое солнце! Я его нарисовал и оно ожило!

Голос Веры за кадром:
Мой сад цветет только тогда, когда божественный луч солнца касается моего лица. Смотрите и наслаждайтесь, оживляйте сады ваших сердец, делитесь его плодами с райскими птицами. И внезапно, одна из них пролетая мимо, задержится, может быть, на одну минуту, на вашем неухоженном балконе и цветы, которые вы сажаете там каждый год, вдруг все расцветут разом, и их благоухание даже разбудит ваших надоедливых соседей. И они тоже, наконец, почувствуют некий удивительный, тонкий, незнакомый ранее аромат. Аромат другой, неизвестной им жизни.

Сцена: Хороший теплый день. Вера и сын гуляют в больничном парке. Мальчик достаточно уверенно идет рядом с мамой, которая ведет его за руку.

Ребенок: Вот видишь, мама, я уже хорошо хожу. Ведь, правда, хорошо?
Вера: Да, мой дорогой, правда. Ты молодец.
Ребенок: А ты не верила, что я буду ходить.
Вера: Ну что ты говоришь? Как я могла не верить.
Ребенок: Я слышал. Ты говорила нянечке. А она тебе сказала, что имя твое – Вера и не верить ты не имеешь права.
Вера: Но это о другой вере. О вере в Бога.

Сцена: Навстречу им, как будто из воображаемого пространства, идет молодой человек очень похожий на отца Веры, каким она его запомнила в своем детстве. Это Виктор Николаевич. Но Вера смотрит на него и не узнает. Она вся поглощена своим открытием и в то же время, никак не хочет в этом признаться самой себе. Виктор Николаевич приближается к ним на довольно близкое расстояние.

Виктор Николаевич: Здравствуйте. Вы уже гуляете? Отрадно это видеть. Познакомьте меня с вашим сыном.
Вера: Это Виктор Николаевич, сыночек. Познакомься. Ты его еще не видел, а он тебя знает.
Виктор Николаевич: И даже знаю твои тайные желания.
6
Ребенок: Какие? Тайные? А что это значит? Вы принесли мне мороженное?
Виктор Николаевич: А ты хотел мороженное? Но я принес тебе рассказ о рыжем котике.

Сцена: Виктор Николаевич достает из стильного портфеля красивую детскую книжку и пригашает маму с сыном присесть на скамейку в парке. Они рассаживаются втроем. Причем, мальчик оказывается посередине. Виктор Николаевич открывает книжку, на обложке которой написано «Калейдоскоп живой природы».

Виктор Николаевич: Вот, посмотри, сколько рассказов о животных.
Есть и о рыжем котике. Называется «Кот – обормот».

Сцена: Мальчик еще не умеет читать, но с нетерпением листает книжку, ожидая поскорее увидеть своего любимца. И наконец, находит этот рассказ по иллюстрации, в которой узнает свое рыжее солнце.

Ребенок: Мама, мама, прочитай мне рассказ.

Сцена: Вера берет в свои руки книжку и начинает чтение вслух.

Кот – обормот.

Кота звали Эльбрус. Да, он чем-то напоминал знаменитую горную вершину. Скорее всего, мастью или расцветкой: он был рыжий с двумя белыми подпалинами. Как известно, гора Эльбрус - это две вершины потухшего вулкана, которые покрывает белейший снег. И еще ледово-снежную шапку Эльбруса называют Малой Антарктидой. В предгорьях живут долгожители, которые пьют из глиняного кувшина вкусную прозрачную воду, пришедшую из неведомых глубин или с далеких вершин двуглавого Эльбруса. Они пьют живую воду каждый день, купают в ней своих новорожденных детей, поют им сокровенные песни любви. Кот Эльбрус тоже был долгожитель, ему исполнилось 18 лет, когда в доме появился котенок, черный, как смоль. Его назвали Казбек. Старший кот, будто давно ждал момента, когда он сможет проявить свои отцовские чувства по отношению к маленькому существу, похожему на плюшевую игрушку. Кот умыл ему глазки и ушки, приласкал и убаюкал. И прекрасно понимая, что он должен еще и кормить своего приемного сына, кот Эльбрус пошел на кухню за добычей. Увидев на кухонном столе только что купленные и опрометчиво оставленные хозяйкой куриные яйца, он смахнул упаковку на пол. Хрупкий продукт благополучно разбился, но не весь десяток, а несколько штук. Ровно столько, сколько надо, для того, чтобы накормить котенка, да и самому полакомиться всласть. Так они и поступили: два обормота – старший и младший. Старший кот это сделал целенаправленно, а младший – по незнанию. Успешно провернув одну операцию, хочется ведь продолжить начатое дело. Наученная горьким опытом хозяйка,
7

уже не оставляла без присмотра продукты на столе, а прятала их в холодильник. Обнюхав предварительно кухню, кот обратил свое
внимание на газовую плиту. Скорее на то, что на ней варится, и стал выжидать добычу. По запаху учуяв курицу, он прыгнул на плиту и
подцепил когтями варившуюся в кастрюле куриную ножку. Но не тут-то было. Добыча сорвалась, и горячий бульон ошпарил коту лапку. Маленький котик очень сочувствовал старшему, видимо понимая, что тому было больно. Мурлыкал и ластился, проявляя, таким образом, свою кошачью заботу о раненом. Конечно, отрицательный результат это тоже результат, но взрослого кота он не остановил. Начался второй этап соревнований за добычей. Хитрый котище все чаще стал застревать на кухне и вынюхивать всякие темные закоулки, куда бы хозяйка могла припрятать съестное. Однажды она не успела (зазвонил телефон) спрятать целую связку сарделек, оставив их в сумке. Вот здесь-то кот Эльбрус и дорвался. Это был мастер-класс! Он выудил всю связку сарделек из сумки и поволок их в комнату, где его ждал маленький котик, уже весь напрягшийся от ожидания. Вот здесь-то и началась настоящая тризна. Длилась она ровно столько времени, сколько разговаривала по телефону хозяйка, оставшаяся без ужина. Когда она положила трубку, было уже темно на улице. Находясь под впечатлением от разговора, хозяйка и не вспомнила о сардельках. Пришлось ей, бедняжке, поужинать яичницей.

На то и кот, чтобы мыши не дремали.

Ребенок: Кот Эльбрус. Как бы я хотел его увидеть.

Сцена: Вера и Виктор Николаевич переглянулись на этих словах мальчика. И кажется, что между ними установилось некое согласие, которое внедрилось в их сознание совершенно добровольно, без посредничества третьих лиц.

Виктор Николаевич: А как поживает ваша бабушка?
Вера: Все в порядке. Она сегодня ведет пешеходную экскурсию по Арбату.
Мальчик: Да, моя бабушка экскурсовод. Она зарабатывает деньги мне на мороженное.

Сцена: Вера и Виктор Николаевич смеются. Однако, уже становится очевидно, что мальчик поправляется. Лицо Веры проясняется и лучик надежды уже проявляется на всем ее облике.
Сцена: Мать Веры ведет экскурсию по Арбату. «Перед вами Храм Спаса Преображения на Песках, который изображен на картине В.Д.Поленова «Московский дворик». Один из вариантов полотна он подарил И.С.Тургеневу. Писатель увез картину с собой во Францию, и никогда не расставался с ней. Умирая, он просил расположить картину так, чтобы ее можно было видеть. Сам Поленов жил здесь, недалеко от церкви Спаса на Песках».
Сцена: В квартире Лебедевых. Мальчика уже выписали из больницы. Он постепенно осваивается с жизнью здорового ребенка. Ему надо готовиться к школе, научиться читать, например. И Виктор Николаевич любезно предложил свои услуги преподавателя русского языка. Они расположились в детской, где играют в ассоциации. Таким образом, Виктор Николаевич обучает ребенка алфавиту.
8
Виктор Николаевич: Я буду называть букву алфавита, а ты говори мне, какой предмет называется на эту букву. И зарисовывай его. Договорились? Буква А.
Ребенок: Арбуз. Он сладкий очень. Виктор Николаевич: Б. Ребенок: Бабушка ведет экскурсию. Виктор Николаевич: В. Ребенок: Это имя моей мамы. Виктор Николаевич: Г. Ребенок: Глаза моего котика. Виктор Николаевич: Д. Ребенок: Дорога, по которой мы все вместе идем. Виктор Николаевич: Кто мы? Ребенок: Я, мама, бабушка и дядя Виктор.
Сцена: Слышится звук открываемой входной двери. Это бабушка пришла после очередной проведенной ею экскурсии. У нее в руках что-то вкусное. Это мороженное. Ребенок радостный бежит ей навстречу. Виктор Николаевич, очень смущенный, выходит из детской комнаты.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие. Сейчас будем обедать. Я только разогрею. Виктор Николаевич, вы не уходите. Ребенок: Я его не отпущу. Виктор Николаевич: Спасибо. Я могу задержаться ненадолго. У меня сегодня лекция по русскому языку для иностранных студентов. Бабушка: Мойте руки. Проходите на кухню.
Сцена: Мальчик бежит первый в ванную, чтобы вымыть руки. Это не остается незамеченным бабушкой, которая накрывает уже на стол.
Бабушка: Он вас полюбил. И слушается . Вы чем сегодня занимались? Ребенок: Я могу отчитаться рисунками. Все буквы зарисовал. Мне надо быстро научиться читать. Бабушка: Куда же ты так торопишься? Ребенок: Я хочу всю книжку прочитать сам. Мне ее дядя Виктор подарил. Про животных.
Сцена: Все рассаживаются за обеденным столом и стучат ложками.
Бабушка: Когда я ем, я глух и нем.
Сцена: После вкусного обеда бабушка, желая побаловать внука, угощает всех мороженным.
Ребенок: Мое любимое. А маме оставим? Бабушка: Конечно, мой дорогой. Сегодня она сдает свой перевод и придет только к вечеру. Вера у нас окончила факультет географии на английском. Но в связи с обстоятельствами, стала дома заниматься переводом с английского женских романов. Виктор Николаевич: И как, успешно? Бабушка: Да. Более-менее. Они же примитивные. Освоилась. Вот только, говорит, голова забита бывает чепухой. Но ей же надо отвлекаться от своих проблем. Мне так хочется свозить их на Святую землю. Я прочитала замечательную книгу. Под большим впечатлением нахожусь. «Прошло уже две тысячи лет, а святые камни всё омывают своими слезами христианские жены».
9
Ребенок: Бабушка, а это кто – христианские жены? Бабушка: Скоро ты узнаешь, мой дорогой. Мы хотим его окрестить. Будете его крестным? Виктор Николаевич: С удовольствием возьму на себя эти обязанности. Я ведь крещеный. У меня тоже есть любимая бабушка и любимый дедушка. Правда, они математики, но все-таки крестили меня в детстве. Ребенок: Я тоже хочу, чтобы у меня был дедушка… и папа.
Голос матери Веры за кадром: «Со слезами умиления целовала Пречистая Дева землю, по которой ступала нога Ее Сына, с нежностью прикасалась к святым камням, хранящем память о Нем, молитвенно беседовала со Спасителем… Прошло уже две тысячи лет, а святые камни всё омывают своими слезами христианские жены».
Сцена: Вся семья Лебедевых, состоящая из двух женщин и ребенка, дома. Мальчик рисует у себя в комнате. Бабушка и мама в большой комнате ведут непритязательную беседу. При этом разговоре Вера еще и пытается переводить шедевры с английского. Она зачитывает отдельные предложения. И обе смеются. Бабушка пытается вышивать.
Вера: Мама, ну что ты глаза портишь? Кому это нужно? Бабушка: Это нужно мне. Я ведь тоже должна отвлекаться от быта. Вера: Тебе не хватает твоих экскурсий? Вот послушай: она посмотрела на него с умилением. И еще: все ее существо трепетало… Бабушка: Экскурсии – это работа. Я отношусь к этому серьезно. А вот мне кажется, что настроение у тебя изменилось к лучшему. Вера: Еще бы. Твой внук уже бегает. А совсем недавно… Бабушка: Не только в этом, я думаю дело. Вера: Даже так? И в чем же? Бабушка: Не в чем, а в ком. Ты не догадываешься? Вера: Все может быть.
Сцена: Раздается телефонный звонок. Вера подходит к телефону.
Вера: Алло. Это Виктор. Бабушка: Легок на помине.

Сцена: Ребенок услышал имя Виктор и бежит к телефону, вырывая трубку у матери.

Ребенок: Дядя Виктор, дядя Виктор! Здравствуй! Я тебя ждал. И мама… и бабушка…
Вера: Слушайте! Виктор Николаевич предлагает завтра поехать покататься на верблюде. В женский монастырь.
Ребенок: Я хочу! На верблюде!
Бабушка: Где же такие монастыри?
Вера: Завтра он заезжает за нами на машине, и мы едем. Спасибо, Виктор Николаевич. Мы будем ждать.

Сцена: Какой восторг! С ребенком творится что-то невообразимое. Он так счастлив, что женщины тоже подпадают под его настроение и радуются вместе с ним. Объединившись в круг, они танцуют танец, напоминающий сиртаки.

Голос Виктора Николаевича за кадром:

Это европейцам кажется, что верблюды тихие и послушные, как пески. А на самом деле животные есть животные: живые и гордые
10

Нам, людям, непонятные. Пески, поглотившие всю землю от Средиземного до Красного морей, называются Синайской пустыней. Они постоянно меняются: то исчезают, то появляются в зависимости
от освещения. Красный цвет песка вдруг становится охристым. И тощие дикие верблюды летают над ними, совсем невесомые и прозрачные на палящем солнце. Пустыня эта велика и безмерна.

Сцена: Все едут в машине. За рулем Виктор Николаевич. На переднем сиденье – бабушка. Сзади – Вера и ее сын.

Виктор Николаевич: Маленького тощего верблюда привезли в женский монастырь наши космонавты и отдали его в заботливые руки послушниц. Он вырос красивым и рослым, благодаря упорным заботам сердечных монахинь. Они показывают его паломникам. Верблюда зовут Синай. Он катает на своей спине маленьких детей. Молодая монашка ухаживает за ним. Чистит отрастающую к морозам шерсть, кормит его вкусной монастырской едой и поет христианские песни. И верблюд Синай с удовольствием слушает песни на незнакомом языке и неустанно что-то жует. По привычке.

Ребенок: По привычке? Какая хорошая привычка, правда, мама?Я тоже буду жевать.
Вера: Но ты же не верблюд. Ты наш любимый мальчик.
Ребенок: А монахиня – это кто?
Бабушка: Это женщина, мой дорогой, которая служит Богу.

Сцена: Подъехав к монастырю, вся компания выходит из машины. Вокруг много людей с детьми. Монастырский храм поражает всех своей красотой. Какая-то всепоглощающая тишина обнимает их головы, уставшие от городской суеты. И даже не верится, что все это недалеко от Москвы, в Коломне. Свято- Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь принимает много паломников.

Вера: Как жаль, что я здесь не была раньше.
Бабушка: Раньше тебе было не до того.
Ребенок: Как здесь красиво, мама.
Бабушка: Это и есть Божественная красота, милый. Запоминай. Ну, я не буду вам мешать. Вы осмотритесь. И монастырь, и Коломна - это настоящий музей.
Ребенок: А нам еще нужно найти верблюда.
Виктор Николаевич: Да, конечно. Найдем и тебя покатаем.
Бабушка: Хорошо. А я зайду в храм. Мне надо побыть наедине…

Сцена: Бабушка в храме. Молится перед иконой. «Прости, Господи. Божия Матерь, простите меня, неразумную. За то, что обратилась к Вам так поздно. Ничего не прошу для себя. Дайте внуку здоровье, дочери – любви. Любовь – это мгновенье. Пусть у нее будет этих мгновений побольше, чем у меня. Вразуми, Господи! Ничего не прошу для себя. Только Разума. Чтобы я могла направить моих близких на верный путь. Спасибо вам, что выслушали меня, грешную.
Господи, прости! Господи, прости! Господи, прости!».

Сцена: Вера, ее сын и Виктор Николаевич обходят территорию монастыря. Все находятся под впечатлением от увиденного. Недалеко от них родители ведут детей к какому-то определенному месту. Это видно по их целеустремленности. И наша компания тоже присоединяется к ним. Действительно, подойдя ближе, они замечают скопление народа. Конечно, это верблюд Синай красуется собственной персоной. Молодая монахиня с добрым и светлым лицом, какие уже редко встречаются в обычной жизни, придерживает его.
Родители усаживают то одного ребенка, то другого между горбами красавца Синая. Доходит очередь и до сына Веры. Виктор Николаевич
помогает ему взобраться на верблюда. И заколыхались верблюжьи горбики. Мерной поступью везет Синай своего очередного маленького седока. Монахиня сопровождает их, держа верблюда за повод. Сын Веры онемел от восторга. Он весь поглощен новым открытием: его переполняет энергия здоровья.

Виктор Николаевич: Держись. Держись. Мы рядом. Не бойся.
Ребенок: А я и не боюсь. Я просто никогда так не летал. Даже во сне. Мама, мама, я вижу впереди много котиков!
Монахиня: Да, у нас в монастыре живут кошки и котята.
Ребенок: А можно мне поближе к ним. Я хочу посмотреть.
Вера: Если ты хочешь…

Сцена: Остановив верблюда, Виктор Николаевич снимает мальчика с его спины и благодарит монахиню. Ребенок, еще не пришедший в себя от поездки верхом, уже успевает заметить красивого рыжего котенка, который горделиво смотрит именно в их сторону. Мальчик оглядывается на мать, будто прося у нее разрешения подойти к котенку, и как зачарованный идет вперед. В это время котенок покидает свое место, и направляется ему навстречу, сладко замурлыкав. Все ошеломлены. Ребенок подходит к котенку и берет его на руки.

Ребенок: Это мой солнечный Эльбрус. Я его нашел, мама.
Вера: Да, именно он и приснился мне недавно.
Виктор Николаевич: Вот и круг замкнулся.

Сцена: Виктор Николаевич периодически продолжает заниматься с мальчиком в его комнате. На стенах рисунки, в красивой соломенной постельке спит рыжий котик.

Виктор Николаевич: Буква К.
Мальчик: Котик.
Виктор Николаевич: Л.
Мальчик: Любовь.
Виктор Николаевич: Любовь? А что это?
Мальчик: Это, когда тебя ждут. И ты ждешь…
Виктор Николаевич: Буква М.
Мальчик: Мама.
Виктор Николаевич: Н
Мальчик: Николай, дедушка.
Виктор Николаевич: Ты же его не знаешь.
Мальчик: Не знаю, буду знать. Ведь ты познакомишь меня с ним?
Виктор Николаевич: Хочешь, я отвезу тебя к моему папе как-нибудь?
Мальчик: А маму возьмем? И поедем все втроем.
Виктор Николаевич: Поедем втроем.

Сцена: Дорога. В машине едут трое: за рулем Виктор Николаевич, на заднем сиденье Вера с сыном. Они едут на дачу к отцу Виктора –
Николаю Павловичу.

Вера: Поваровка. Чудное название. У меня приятельница живет в Клину, я часто проезжала мимо. Больше всех мне нравится
Фирсановка. Некогда роскошные дома, видно, были. Говорят, там жили священники. Добротный поселок. Какая красота…
Подсолнухи, подсолнухи, подсолнухи… Личики у них плоские, загорелые… как медные тазы.
Виктор Николаевич подхватывает:
А вокруг желтые лепестки, словно перья.

ОНА: Только под-солн-цем-может-вырасти-под-сол-нух.
Мы едем, едем, едем…
ОН: В далекие края…
ОНА: Мы будем, будем, будем…
ОН: Как песня соловья…
ОНА: А дальше, дальше, дальше…
ОН: Как небо и земля…
ОНА: Мы слышим музыку дорог?
ОН: Ее я слышу.
ОНА: Стучат колеса в перехлест.
ОН: Стучат колеса.
ОНА: Как мелькают за окнами деревья…
ОН: Так мелькает наша жизнь…
ОНА: Какие странные места.
ОН: И как кружится голова…

Сцена: Мальчик, как завороженный все время сидел тихо и слушал странный диалог между матерью и Виктором Николаевичем, в котором явно слышатся интонации знакомых поэтических строк. Ведь Виктор Николаевич – преподаватель русского, а Вера – переводчица с английского на русский.

Виктор Николаевич: Уже скоро приедем.
Вера: Ты не устал, сыночек мой?
Мальчик: Совсем нет. Я очень хочу увидеть дедушку Николая. Он добрый?
Виктор Николаевич: Да. Мой папа добрый человек. А бабушку Лиду, разве ты не хочешь увидеть?
Мальчик: Тоже хочу. Только я стеснялся это сказать при моей бабушке. Она бы обиделась.
Вера: Ну что ты говоришь? Зачем ей обижаться?
Мальчик: У нее ведь нет дедушки…

Голос Виктора Николаевича за кадром: Почему так далека природа от человека в больших городах и некогда ее любить? А здесь вас вдруг покоряет тишина, дыхание сиреневого неба и терпкий, как сок абрикоса, ветер. Любовь сама ищет вас. Воздух звенит и мешает дышать. Его можно увидеть и пощупать руками В голове гудит от тишины и покоя. Все живое замирает и стоит, не шелохнувшись, вбирая в себя этот воздух. Воздух неизвестности, манящей, как навязчивая цыганка, предлагающая погадать, чем же успокоится сердце. И нужно сделать только первый шаг, он самый трудный…

Сцена: Мама Веры идет после очередной проведенной экскурсии по Арбату. Вокруг, как всегда проходят мимо люди. Стоит постоянный гул человеческих голосов, смеха или какого либо другого проявления радости. А женщина вся поглощена мыслями, которые не дают ей покоя. О дочери, внуке. О его крещении. Останавливаясь у своего любимого храма Спаса на Песках, она принимает решение крестить его здесь.
Голос матери Веры за кадром: Струится ручеек, бежит река, стоит вода в пруду, на озере Ильмень вода идет вспять. Вода утоляет жажду, приводит в чувство. Вода насыщает, вода омывает, вода омолаживает,
вода оживляет. Реки меняют русло, моря высыхают, ручьи испаряются, озера замерзают. В одну воду нельзя войти дважды. А можно долго пить из глиняного кувшина вкусную прозрачную воду, пришедшую из неведомых глубин или с далеких вершин. Оттуда, где живут долгожители. Они пьют живую воду каждый день, купают в ней своих новорожденных детей, поют им сокровенные песни любви. И тайная энергия вселяется в младенца и оберегает его от напастей, холодных ветров и дождливых дней. Согревает изнутри, насыщая его маленькое сердечко чистой кровью жизни.

Сцена: Вера с сыном поднимаются по лестнице в свою квартиру.
Она открывает ключом дверь. Уставшие, они входят в прихожую. Рыжий котик выходит из детской комнаты их встречать.

Ребенок: Мой котик, ты скучал? Я привез тебе вкусняшки… от дедушки и бабушки…
Вера: Идите оба на кухню. Там и угостишь его.

Сцена: Мама Веры выходит из комнаты в прихожую и внимательно смотрит на дочь.
Вера: Ой, мама… Если б ты видела, как нас встретили… Я боюсь спугнуть эти воспоминания. А вдруг это мираж? Дорогая моя…
Мама Веры: Не плачь, доченька. Все образуется, милая. А то я сама заплачу.
Вера: Мама, Виктор сделал мне предложение. И его родители благословили нас. Как положено, иконой. Я никогда такого не видела. Какой стол накрыли. А сыночек мой, как будто все заранее знал. Даже не удивился. Сказал, что теперь у него есть и мама, и папа, и бабушки, и дедушка, и рыжий котик. Говорит, что хочет увидеть всех за одним столом. Они приедут к нам.
Мама Веры: А у меня для него тоже есть сюрприз. Для нашего маленького прозорливца. Я договорилась о его крещении в Храме Спаса на Песках. Только надо его подготовить. Немножко рассказать. Хотя, ты знаешь, мне иногда кажется, что он больше нас знает…
Вера: Или чувствует.
Мама Веры: Как я рада, дорогая моя. Я тоже вас благословлю.
Вера: Да. Виктор приедет просить у тебя моей руки.
Ребенок вбегает: И я благословлю!

Сцена: Бабушка поднимает его на руки, выше головы.

Бабушка: Ты, мой добрый внучек! Любишь свою маму.
Ребенок: Я и тебя, бабушка, люблю. И дядю Виктора. Мы будем вместе жить. Я так мечтал об этом.

Сцена: Мама Веры и ее внук медленно идут по Гоголевскому бульвару по направлению к Храму Христа Спасителя.

Ребенок: Бабушка, это здесь ты водишь свои экскурсии?
Бабушка: Да, это мой маршрут. Но только в хорошую погоду. Вот смотри. От Храма Спаса на Песках мы сейчас доберемся до другого Храма. Христа Спасителя. Сейчас – это кафедральный собор Москвы.
Ребенок: Сейчас? А раньше?
Бабушка: Раньше его совсем не было. Здесь была чаша слез. Бассейн Москва.
Ребенок: Что ты говоришь, бабушка? Разве это возможно?

Бабушка: Все возможно, мой милый, когда жестокие люди хотят все только для себя. Кто был ничем, тот станет всем. Но, вот видишь, как Господь постановил. Осушил никчемную лужу и восстановил Храм.
А этот храм был сначала построен в честь победы над Наполеоном. Вот подрастешь немного, и надо тебя свозить в Бородино. Помнишь, я читала тебе стихотворение Лермонтова «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…».
Ребенок подхватывает: «Москва, спаленная пожаром, французу отдана?»
Бабушка: Французов вел Наполеон. Давай зайдем в нижнюю церковь.

Сцена: В нижней церкви Храма Христа Спасителя бабушка учит внука осенять себя крестным знамением. Они проходят к алтарю. Бабушка показывает ему образ Спасителя, сохранившийся еще с 19 века. Мальчик не сводит глаз с многочисленных икон и росписи на стенах. Через некоторое время они проходят в галерею, где сейчас проводят художественные выставки. Много изобразительной информации приводят ребенка в трепет. Это совсем другой мир, ранее неведомый ему, но может быть,
долгожданный. И погруженный в этот мир мальчик, совсем стал тихим и сосредоточенным.

Бабушка: Когда я пришла в церковь в первый раз, мне было лет восемь. И при странных обстоятельствах. Я училась в московской школе у Птичьего рынка, на Калитниковской улице. Там же рядом была церковь и кладбище. Церковь эта никогда не закрывалась, насколько я знаю. А по кладбищу мы бегали после уроков. В нашем классе учился мальчик, у которого умерла мама. И вот меня отправили от класса на отпевание в эту церковь. Вот ты сейчас идешь потрясенный. А представляешь, что было со мной? Да откуда ты это можешь представить. После убогих коммуналок передо мной открылся мир Божественной красоты. Тогда я не знала об этом. Но запомнила надолго. Я не умела не креститься, не молиться. Не читала библии. Но, между тем, в школе не была не пионеркой, не комсомолкой. Мы как-нибудь съездим туда тоже. Я покажу тебе оставшуюся в живых старую Москву.
Ребенок: А старая Москва, это далеко от нашего дома?
Бабушка: Когда мы переезжали на новую квартиру, мне показалось, что это уже в Рязани. А сейчас- 25 минут на метро. Но сейчас мы поедем на троллейбусе.
Ребенок: Бабушка, научи меня молиться.
Бабушка: Хорошо, милый. Сегодня на ночь ты должен выучить Отче наш.
Ребенок: Я слышал уже эти слова от нянечки в больнице.
Бабушка: Вот видишь, нашими молитвами…

Сцена: Совсем растроганная бабушка выходит с внуком из нижней церкви Храма Христа Спасителя. Он уже понимает, что нужно перекреститься. Напротив Храма есть остановка троллейбуса, дождавшись которого, они умиротворенные, уезжают домой.
Огромное яркое солнце поднимается над горизонтом. И, кажется, что оно не влезает в экран. И когда, наконец, солнце четко занимает свое положение, мы видим голубую воду, в которой отражается небо.

Голос матери Веры за кадром:

Бродит неприкаянная душа, спотыкаясь в темноте, и все-таки надеется, что не упадет. Ей, по крайней мере, помогут подняться,
найти выход из лабиринта, войти узкими вратами в вечность. У кого же есть такие силы, способные не дать душе сорваться в бездну бесчеловечности? Что же это за тайна, всеобъемлющая и
непознаваемая, приходит в белых одеждах и зовет за собой? Лети, душа, омывайся дождем, очищайся снегом, отбивайся от темноты, лети к свету, к духовному возрождению, преодолевай оцепенение и
неверие. Ты жива, сильна и способна противостоять вурдалакам. Не жертвуй собой ради них. ТЫ БЕССЕРТНА!


Финал






























Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft