16+
Лайт-версия сайта

«Бить его надо было, пока поперёк лавки лежал, а не в попу дуть

Литература / Драматургия / «Бить его надо было, пока поперёк лавки лежал, а не в попу дуть
Просмотр работы:
08 ноября ’2023   04:43
Просмотров: 1005

«Бить его надо было, пока поперёк лавки лежал, а не в попу дуть. А то всё: «онжеребёнок, онжеребёнок»! Жеребец вырос, женилка до колена, а ума с горошину».

Четвёртый монолог из спектакля «Падал теплый снег» (автор Ольга Милованова),
Марианна Незлученко, Заслуженная артистка Российской Федерации, Серовский театр драмы им. А.П. Чехова
Александр Сысоев, главный режиссёр Серовского театра драмы им. А.П. Чехова
фото Дмитрия Красных

Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 6 ноября 2023 г.

О первом монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6073/all
О втором монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6074/all
О третьем монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6075/all

Марианна Незлученко понравилась мне с первого взгляда… на сцену. К концу монолога впечатление усилилось, а к моменту личного знакомства в кабинете главного режиссера Александра Сысоева оно стало мощным, как газовый факел на месторождениях Западной Сибири.
И были на основания. Вот несколько фрагментов из ее роли:
«А в последние лет пятнадцать у неё пластинку заело – как покакала, да что покушала. Ну, ещё кто из родственников покойных приснился. Очень познавательно! У ней теперь все вокруг сволочи, скоты, твари. Будто я без неё этого не знаю. Даже с рожденьем меня не поздравила, сразу начала про цвет мочи трындеть… Курица!
…. Денег побольше? Мне и так теперь пенсию вдвое больше платить станут. Куда деньги девать? Стены в туалете обклеивать? Впрочем, эти, которые приходили, придумали бы, куда их пристроить.
Звонит телефон.
Алё? Витя? Сыночка? Молодец, что позвонил. Я – бодрячком!.. А как же?.. Ничего, с переменным успехом... Завещание? А зачем мне о нём думать? Да вон вас сколько, кто о нём думает. Мне ещё зачем?.. В смысле твою долю выделить? Я ведь вроде ещё не того? Жива пока... Невтерпеж что ли?.. Подожди уж… здесь ещё никто не остался, уберусь, когда срок придёт… И тебе не кашлять.
Завершает звонок».
Лет пятнадцать-двадцать назад был в моей жизни период освоения «азов литературного мастерства». Тогда, «набивая руку» и формируя «свой стиль», я писал все: рассказы и миниатюры, хокку и танки, публицистику и воспоминания, пародии и минитрагедии. Однажды написал фарс «Сексуальный кодекс его депутатские слушания»… Навеяло тогда воспоминаниями об отдельных депутатах Государственной Думы первого и второго созыва. Там блистали такие клоуны…
Был в той «политико-литературной дерзости» эпиграф: «Фарс легкий, дерзкий, озорной /Сейчас представит мой герой…».
И фарсовые мотивы в исполнении Марианны Незлученко вызывали в памяти и воспоминания о депутатах ГосДумы и эпиграф… Хотя какая смысловая связь между 80-летним юбилеем пожилой женщины, монолог которой звучал на сцене, и «художествами» отдельных депутатов? Но память эту связь нашла и подняла на поверхность текущего восприятия.
Но в Реальности впечатление было глубже и сегодня я сверяю его с текстом пьесы. Фарс сменяется трагедией личной жизни…
«А была ли у меня она – личная жизнь? Сколько помню, всегда должна была кому-то. Сначала матери, братишкам младшим. Присмотреть за ними, покормить, дома прибрать, обед сготовить. В школе тоже все твердили: «надо, надо, надо!» А кому, да зачем, поди разберись…

С Колей своим познакомилась – он на четыре курса старше учился. Ну, что? Дура молодая была, любовью меня накрыло. Мать отговаривала, мол, рано замуж, доучись сперва. Да кто ж её слушал. Гормон в голову вдарил, выскочила за своего ненаглядного Коленьку в конце первого курса. А на втором зимнюю сессию уже с пузом сдавала…
… Эх, нахлебалась я на свекровкиных хлебах, досыта. И убиралась не так, и одевалась не так, и дети мои не такие-сякие. Курицу приготовлю, поставлю на стол, она демонстративно спинку себе возьмёт, да ещё и скажет умильно, типа спинки эти люблю. Бесило страшно! А что делать было? Коля – молодой специалист, я без профессии. Куда пойду? Кто меня, где ждёт? Да сразу после Валерочки я Витей забеременела… Так и крутилась.
… Не приезжает, некогда ей. Это понятно. У них свои дела. А я свои сделала. Детей вырастила, внуков вынянчила. И с Анюткиными и Валерика детишками – со всеми до детского сада сидела. И потом, когда болели, всегда на подхвате была. После школы они частенько ко мне бежали… Я и к Вите в Мурманск ездила – тётенька его в больницу легла на месяц, за мальчиком присмотреть надо было…».
В монологе, исполненном Марианной Незлученко, каждый может найти для себя все что хочет… И сатиру на безличностную и навязчивую банковскую рекламу и сожаления о том, что дети и внуки ждут наследство и торопят с выделом доли еще при жизни наследодателя… Намек прямой и понятный – зажилась старушка, уже 80… а квартиру свою все еще не освобождает…
«Слышишь, Валерик? Не пущу я твою дочь с женихом жить к себе. И помощи мне не надо, не мешайте только. Сколько осталось, проживу сама, как хочу. И смотреть за мной не надо. Не забота это – слежка называется, чисто КГБ. Как в анекдоте про командировочных? «Товарищу майору шутка ваша про чай понравилась». А мне не нравится в телевизоре жить. Не пёрнуть, ни почесаться, ни голой не походить. Может, я старичка себе ещё заведу…».
А еще в монологе можно услышать лихую удаль «стоящих на пороге», но еще не утративших жизненного задора…
«... А ты стихи учи. «Мой дядя самых честных правил…». А ты знаешь, что это значило во времена Пушкина?.. Что дядя молодцом, помер вовремя, наследство оставил и ухаживать за ним не пришлось... Что говоришь?.. Звонила сегодня?.. От глухни слышу... Просто со связью проблемы были... Приходи, давай… оторвёмся... За то, что мы с тобой не «честных правил» - зажились, наследства не накопили. Хорошо хоть ухаживать за нами не надо, на своих ногах топчемся. Даст Бог, и помрём, никого не напрягая… Мне тут внучка торт принесла… Сейчас посмотрю… с безе… И вино… красное полусладкое. Всё, как ты любишь… Ой, не начинай! Нам теперь уже всё можно… Жду»!
Из четырех героинь женских монологов только у 80-летней юбилярши может начаться новая жизнь. Но сколько той жизни осталось? И взгляд мой притягивает светящаяся надпись на заднем плане - "Выход".
Однако прожита жизнь не зря…
Вот такой «сложный коктейль» из горечи, бравады, воспоминаний и размышлений приготовила в «своем монологе» Марианна Незлученко, Заслуженная артистка Российской Федерации!
P.S. И снова повторюсь: «Послушайте монологи, посмотрите спектакль… Не пожалеете».

Текст пьесы Ольги Миловановой https://www.chitalnya.ru/work/3655286/

О первом монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6073/all
О втором монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6074/all
О третьем монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6075/all
О четвертом монологе https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6081/all






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи


© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft