16+
Лайт-версия сайта

83. В.Агошков. Балты, финно-угры, вятичи у Москвы

Литература / Очерки / 83. В.Агошков. Балты, финно-угры, вятичи у Москвы
Просмотр работы:
30 июля ’2013   01:39
Просмотров: 20387

83. В.Агошков. Балты, финно-угры, вятичи у Москвы

*
БАЛТЫ И ФИННО-УГРЫ.

Б.М.Тюльпаков отмечает, что во II-III вв. расселение балтов в Подмосковье происходило при упорном сопротивлении финно-угорского населения: изменился облик керамической посуды, хозяйственных изделий, украшений и фортификационных сооружений городищ.

Жилые площадки расширяются и окружаются системой двойных и тройных валов и рвов. Это исключало внезапность захвата и возможность поджога жилых строений, забрасывания их смоляными факелами и горящими предметами. Население подобных городищ могло выдерживать длительную осаду, не испытывая недостатка воды.

В конце Vв население дьяковской культуры, по мнению автора, было полностью вытеснено в восточную часть междуречья и за Верхнюю Волгу. В западном Подмосковье выявлено около 130 городищ раннего железного века. Все они относятся к однослойным (дьяковские), двухслойным (дьяково-балтские) и трёхслойным, в верхнем слое которых содержится археологический материал славянского времени. При этом более 60% городищ принадлежат балтам.

По среднему течению Москвы-реки расположено более 25 городищ, в верховьях - 7 и 3 в нижнем её течении. При этом "московская группа" является наиболее ранней и плотной по заселению территорией, насчитывающей 12 городищ.

Укреплённые крепости использовались балтами на протяжении нескольких веков. Но в V-VI вв. в связи с ростом родовой общины, развитием пашенного земледелия и, главным образом, с устранением набегов дьяковских племён, балты стали их покидать и переходить на селища, которые устраивались на надпойменных террасах вблизи рек.
*

СЛАВЯНЕ И БАЛТЫ В ПОДМОСКОВЬЕ.
Б.М. Тюльпаков отмечает три колонизационных потока древних славян в Волго-Окское междуречье. С северо-запада и запада шли новгородские словене и кривичи, с юга - вятичи. На рубеже IX-X вв. новгородские словене, расселяясь в юго-западном направлении, остановили дальнейшее продвижение смоленских балтов в Заволжье и в восточную часть Волго-Окского междуречья.

Северная граница территории балтов стала проходить по р.Рузе, а восточная - по правому берегу среднего и нижнего течения р.Москвы, переходя в некоторых местах на левый берег, как, например, в районе будущей территории Москвы (Сходненское, Тушинское и Кремлёвское городища).

Автор говорит то о «смоленских балтах», то «смоленских кривичах». Нам приходилось встречать в научной литературе и мнения о том, что кривичи – это смесь балтов со славянами.

Конечно, сообщение Б.М. Тюльпакова заслуживает внимания, но мы уже писали о том, что кривичи, скорее всего, двигались не только к истоку Москвы-реки, но и истоку реки Оки. Археологические памятники как ранних (IX в.), так и более поздних (X-XI вв.) кривичей локализуются в верховьях Ламы, на левом берегу Рузы и её притоках - Озерне, Истре, а также в междуречье Клязьмы и Москвы, на восток и юг, до р.Оки. Непосредственно на территории современной Москвы кривичских памятников-курганов не выявлено, но они дугой охватывают её с востока, приближаясь на 15-20 км, территория же самой Москвы была заселена балтами.

Так что никаких следов хазарского Мосоха и его жены Ква в Москве не обнаружено?
А как же вятичи? Их появление на Верхней Оке датируются рубежом VIII-IX вв., а в южную и центральную части западного Подмосковья вятичи проникают со второй половины XIIв. Северная граница их проходила по среднему течению Оки и её притоку - р.Угре.

Здесь нужно вспомнить Т.Н. Никольскую, которая писала, что и вятичи, и кривичи не отличались погребальными обрядами. Поэтому если найдены вокруг Москвы кривичские курганы, то где гарантия того, что они не принадлежали тем же вятичам?!

Тем не менее, Б.М. Тюльпаков, судя по всему, отдаёт предпочтение смоленским кривичам. Он утверждает, что образование феодальных центров на востоке Смоленской земли явилось продолжением естественного процесса колонизации смоленских балтов, предки которых, поселившись в западном Подмосковье, образовали родоплеменные центры в бассейнах Протвы и Москвы.

Вся территория балтоязычной "голяди" по Протве и её притокам, Пахре до впадения Десны и верхнему течению р.Москвы к середине XIIв принадлежала Смоленску, образовав восточный выступ Смоленского княжества.

Возможно, автор и прав, поскольку и мы несколько раз выходили на очевидную родственность топонимов Смоленск и Москва: С+МО(лен)СК=СаМОСКЫ.

Балтоязычная "голядь" дважды (под 1058г и в 1146-1147 гг.), попадает на страницы летописи в XI-XII вв. и ещё раз в XIIIв как этнос литва. Первый раз "голядь" упоминается в связи с походом киевского князя Изяслава Ярославича, а второй (на Протве) – в период борьбы Ольговичей и Давыдовичей. Напомним о том, что и Москва, и Кром ведут отсчёты своего времени именно с 1147 года.

Святослав Ольгович развёртывал военные действия не в центральных районах Смоленской земли, а на территории "голяди" по Протве и её притоку Угре: здесь, по территории "голяди", проходила "прямоезжая" дорога на Киев, и местное население могло оказать сопротивление войскам Юрия Долгорукого и его союзников.

Хотя не исключаем и такое: славянские князья решили с помощью голяди «погреть руки»…
Б.М. Тюльпаков пишет о том, что в 1146г Святослав Ольгович, спасаясь от Давыдовичей, несколько месяцев провёл в "Лесной земле" вятичей, у которых не сложились дружественные отношения с "голядью" на Протве. Возможно, это связано с попытками захвата вятичами территории балтов к северу от среднего течения Оки, так как условий для свободного расселения вятичей в Западном Подмосковье не было. Сначала вятичи отказались выдать Давидовичам Святослава Ольговича, а затем участвовали в его походе на Протву.

С этого времени "реликт" балтоязычного этноса - историческая "голядь" - исчезает со страниц летописи, а Юрий Долгорукий, как отмечал В.О. Ключевский, "водил уже прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки".

Вот так: одни авторы пишут о диких, труднопроходимых лесах и болотах, другие – об отсутствии свободных земель. Видимо, крайности здесь не совсем уместны и стоит говорить о «золотой середине». В.И. Даль привёл несколько нелестных отзывов вятичей о племени «голядь», что говорит не только о территориальных претензиях, но и о «несхожести характеров».

Так «голядь» была принята в дружную славянскую семью. И мы нисколько не иронизируем, поскольку до сих пор есть на карте Московской области топонимы Голяди и им подобные.

После 1147г вятичи "Лесной земли" стали продвигаться к северу, заселяя берега Нары, Пахры и её притоков, верхнего и среднего течения р.Москвы, где встретились с кривичами в окрестностях Москвы. Для рязанских вятичей также создались благоприятные условия для расселения на север.

Они могли оказаться на территории Москвы даже несколько раньше верхнеокских вятичей, поскольку путь их был короче и проходил по нижнему течению р.Москвы. Археологические находки на территории Москвы показывают, что рязанские вятичи также участвовали в её заселении.

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft