-- : --
Зарегистрировано — 120 487Зрителей: 63 834
Авторов: 56 653
On-line — 3768Зрителей: 711
Авторов: 3057
Загружено работ — 2 075 766
«Неизвестный Гений»
Культура как матрица нашего поведения
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
09 июля ’2015 17:18
Просмотров: 16799
Добавлено в закладки: 1
Человек рождается в определенной культурной среде и по мере взросления и духовного развития впитывает в себя все её культурные стереотипы поведения, доминирующий в ней менталитет или, другими словами говоря, образ мышления.
Так что здесь трудно не согласиться с В.И. Лениным, который утверждал, что «человек, живя в обществе, не может быть свободным от общества». Попробуем рассмотреть эту зависимость ретроспективно и выяснить насколько мы свободны в своих намерениях и действиях.
Общеизвестно, что европейская матрица культурного кода, своеобразной частью которой является и Россия, сформировалась под сильнейшим влиянием двух противоположных по устремлениям культур: античной и религиозной средневековой.
Античную культуру характеризует, прежде всего, культ физической красоты человека во всех его проявлениях. Эту культуру еще называют апполоновской. Римская культура во многом, за исключением политического устройства и юриспруденции, определялась подражательством греческой, являясь естественным продолжением тех тенденций, которые и привели античную культуру к кризису и саморазрушению.
Христианская культура возникла как антитеза культу плотских радостей римлян и греков и противопоставила утехам тела аскезу и бессмертие души. «Ибо мало пользы человеку, если он приобретет весь мир, но повредит душе своей». Это культура, господствующая в средневековой Европе, в основном была созерцательной и схоластичной, «бьющейся» над такими неразрешимыми вопросами как: «Что было первым – курица или яйцо».
В эпоху Ренессанса античности и Реформации на смену христианской культуре пришла по Шпенглеру «фаустовская», когда творец человек поставил себя, а не бога в центр окружающего мира и начал его не только исследовать, выходя за рамки библейских истин, но и активно преобразовывать.
В снятом (в свернутом) виде у этого человека осталась набожность прежних времен, но она была не самоцелью, как у монахов, а подручным средством для достижения своих намерений. Утилитаризм или польза стали определяющим в человеке Нового времени. Что полезно для индивида, то и годится к употреблению, несмотря на прежние запреты и табу.
В Реформацию возникает кальвинизм с его кредо бережливости и трудолюбия, кратко выраженное в поговорке: «Кто рано ложится и рано встает – тот счастье, богатство и ум наживет»: что по мнению социолога М. Вебера способствовало генезису капитализма в Европе и Северной Америке, куда пуритане-пилигримы переехали из Англии.
Если в средневековье доминировало вовсе не позитивное отношение к богатым, судя по евангельскому: «Быстрее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай», то с утверждением протестантизма в той же Англии появились новые дворяне, джентри, не считающие зазорным, как представителям благородного сословия заниматься торговлей и мануфактурой.
Но растабуированность в человеческих отношениях, как видно из примеров поздней античности, до добра не доводит. Что наблюдается и ныне в таком суицидальном явлении для фаустовской культуры, как узаконивания однополых отношений в ряде бывших христианских стран, где раньше подобное считалось тяжким содомским грехом.
Поэтому здоровый консерватизм традиционных семейных ценностей есть условие не только сохранения европейской культуры, но и её перехода в новое качество, где во главу угла должны быть поставлены нравственные ориентиры, а не безудержная всеядность потребительства. Не всё то хорошо, что можно (а по либеральной идеологии можно всё, что не запрещено законом). Хорошо то, что нужно для здоровых отношений между людьми.
В разные периоды своей жизни человек в силу своего ума, темперамента, обстоятельств и возраста может быть выразителем вышеперечисленных типов культур. Как проявление коллективного бессознательного, где в свернутом (снятом) виде присутствуют все этапы развития человечества и данного этнокультурного общества, через индивидуальное сознание.
В молодости и зрелости нас прельщает красота и жажда действий. К старости многие испытывают стремление к покою и размышлениям о бренности и тщетности «суеты сует». Некоторые выдающиеся личности, вроде Л. Толстого становятся даже гуру новых духовных исканий и учений. Смерть – та черта, подводящая итог жизни каждого. Было бы что итожить. Как тут не вспомнить Н. Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Хотя есть люди, и немало, проживающие жизнь бесцельно. Без особых заморочек и рефлексий. «В этом мире я – прохожий, синь очей утративших во мгле» (С. Есенин). Будьте прохожими, будьте как дети, призывал евангельский Иисус.
Так что не желая того, такие простые в своей бесцельности люди могут жить по христианским заповедям. Как Платон Каратаев в «Войне и мире» Л. Толстого. Он живет «несмысля» заботой и любовью к ближнему, в отличие от Пьера Безухова, осознающего бессмертие своей души не через сопереживания с ближним, а через размышление и подведение под свое бессмертие логического фундамента и воображения.
Совсем как у Сартра и по Христу также – быть в мире сём и, одновременно, «быть не от мира сего». На «своей волне», что называется. Но и верующий человек нередко относиться к окружающему миру опосредованно – через призму своих религиозных понятий и убеждений.
И как ни крути – атеист ты, или верующий, всё одно – ты должен действовать, чтобы остаться человеком не по инстинктам непосредственно, а по понятиям, убеждениям и правилам принятым в данном обществе. Эти культурные стереотипы являются своего рода опознавательными знаками типа "свой - чужой".
По стародавним преданиям отпетые разбойники при приближении старости и смерти отписывали всё награбленное церквам и монастырям, надеясь раскаянием заслужить прощение бессмертной душе. А истинно верующие христиане исповедовались и причащались перед уходом в мир иной. Предрассудок, с точки зрения атеиста …или, скорее всего, культурная матрица своего времени…
Свидетельство о публикации №196285 от 9 июля 2015 годаТак что здесь трудно не согласиться с В.И. Лениным, который утверждал, что «человек, живя в обществе, не может быть свободным от общества». Попробуем рассмотреть эту зависимость ретроспективно и выяснить насколько мы свободны в своих намерениях и действиях.
Общеизвестно, что европейская матрица культурного кода, своеобразной частью которой является и Россия, сформировалась под сильнейшим влиянием двух противоположных по устремлениям культур: античной и религиозной средневековой.
Античную культуру характеризует, прежде всего, культ физической красоты человека во всех его проявлениях. Эту культуру еще называют апполоновской. Римская культура во многом, за исключением политического устройства и юриспруденции, определялась подражательством греческой, являясь естественным продолжением тех тенденций, которые и привели античную культуру к кризису и саморазрушению.
Христианская культура возникла как антитеза культу плотских радостей римлян и греков и противопоставила утехам тела аскезу и бессмертие души. «Ибо мало пользы человеку, если он приобретет весь мир, но повредит душе своей». Это культура, господствующая в средневековой Европе, в основном была созерцательной и схоластичной, «бьющейся» над такими неразрешимыми вопросами как: «Что было первым – курица или яйцо».
В эпоху Ренессанса античности и Реформации на смену христианской культуре пришла по Шпенглеру «фаустовская», когда творец человек поставил себя, а не бога в центр окружающего мира и начал его не только исследовать, выходя за рамки библейских истин, но и активно преобразовывать.
В снятом (в свернутом) виде у этого человека осталась набожность прежних времен, но она была не самоцелью, как у монахов, а подручным средством для достижения своих намерений. Утилитаризм или польза стали определяющим в человеке Нового времени. Что полезно для индивида, то и годится к употреблению, несмотря на прежние запреты и табу.
В Реформацию возникает кальвинизм с его кредо бережливости и трудолюбия, кратко выраженное в поговорке: «Кто рано ложится и рано встает – тот счастье, богатство и ум наживет»: что по мнению социолога М. Вебера способствовало генезису капитализма в Европе и Северной Америке, куда пуритане-пилигримы переехали из Англии.
Если в средневековье доминировало вовсе не позитивное отношение к богатым, судя по евангельскому: «Быстрее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый попадет в рай», то с утверждением протестантизма в той же Англии появились новые дворяне, джентри, не считающие зазорным, как представителям благородного сословия заниматься торговлей и мануфактурой.
Но растабуированность в человеческих отношениях, как видно из примеров поздней античности, до добра не доводит. Что наблюдается и ныне в таком суицидальном явлении для фаустовской культуры, как узаконивания однополых отношений в ряде бывших христианских стран, где раньше подобное считалось тяжким содомским грехом.
Поэтому здоровый консерватизм традиционных семейных ценностей есть условие не только сохранения европейской культуры, но и её перехода в новое качество, где во главу угла должны быть поставлены нравственные ориентиры, а не безудержная всеядность потребительства. Не всё то хорошо, что можно (а по либеральной идеологии можно всё, что не запрещено законом). Хорошо то, что нужно для здоровых отношений между людьми.
В разные периоды своей жизни человек в силу своего ума, темперамента, обстоятельств и возраста может быть выразителем вышеперечисленных типов культур. Как проявление коллективного бессознательного, где в свернутом (снятом) виде присутствуют все этапы развития человечества и данного этнокультурного общества, через индивидуальное сознание.
В молодости и зрелости нас прельщает красота и жажда действий. К старости многие испытывают стремление к покою и размышлениям о бренности и тщетности «суеты сует». Некоторые выдающиеся личности, вроде Л. Толстого становятся даже гуру новых духовных исканий и учений. Смерть – та черта, подводящая итог жизни каждого. Было бы что итожить. Как тут не вспомнить Н. Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Хотя есть люди, и немало, проживающие жизнь бесцельно. Без особых заморочек и рефлексий. «В этом мире я – прохожий, синь очей утративших во мгле» (С. Есенин). Будьте прохожими, будьте как дети, призывал евангельский Иисус.
Так что не желая того, такие простые в своей бесцельности люди могут жить по христианским заповедям. Как Платон Каратаев в «Войне и мире» Л. Толстого. Он живет «несмысля» заботой и любовью к ближнему, в отличие от Пьера Безухова, осознающего бессмертие своей души не через сопереживания с ближним, а через размышление и подведение под свое бессмертие логического фундамента и воображения.
Совсем как у Сартра и по Христу также – быть в мире сём и, одновременно, «быть не от мира сего». На «своей волне», что называется. Но и верующий человек нередко относиться к окружающему миру опосредованно – через призму своих религиозных понятий и убеждений.
И как ни крути – атеист ты, или верующий, всё одно – ты должен действовать, чтобы остаться человеком не по инстинктам непосредственно, а по понятиям, убеждениям и правилам принятым в данном обществе. Эти культурные стереотипы являются своего рода опознавательными знаками типа "свой - чужой".
По стародавним преданиям отпетые разбойники при приближении старости и смерти отписывали всё награбленное церквам и монастырям, надеясь раскаянием заслужить прощение бессмертной душе. А истинно верующие христиане исповедовались и причащались перед уходом в мир иной. Предрассудок, с точки зрения атеиста …или, скорее всего, культурная матрица своего времени…
Голосование:
Суммарный балл: 54
Проголосовало пользователей: 6
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 6
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 10 июля ’2015 16:44
Прочла с большим удовольствием. Интересно и поучительно) Эпоха Возрождения, конечно, очень интересует) Шекспир)
|
Rusalka21
|
Оставлен: 11 июля ’2015 14:36
Бог не умер, он воскрес))
В этом мире позволено все... Это так... Когда я чем-то возмущаюсь... Несправедливостью, мой близкий чел. Говорит - Скажи Украине, что она не права)))) |
Rusalka21
|
Оставлен: 12 июля ’2015 05:14
Володя,если покопаться в инете, можно найти предсказания новейшие о конце света... И что царь последний будет в России из Новороссии... То что, возможно, мы увидим конец... Не знаю... У меня постоянно тревожное чувство конца и трагичности нашего времени. Небеса опускаются ниже. Беспокойство и трагическое восприятие жизни. Нытик и пессимист))) Мы уже на краю... Я это нутром чувствую... Людей верующих сейчас много. Среди знакомых, и тех, кто пришли! Ренессанс веры налицо! Очень много молодежи. Особенно это чувствуется в Москве! Там настоящий подъем! Да хотя бы пойти к Матроне Московской! Там же очередь каждый день! Ведь никто не гонит, не заставляет) Вполне современные молодые люди идут) Мне там так дышалось легко! К иконе очередь 2 часа! Выстояла... От иконы идут волны, как от ангельских крыльев, отойти невозможно! Я серьезно! Вот и думай потом... Сама исцелилась, папа умирающий ходить начал... Сейчас такие проблемы большие, думаю, если бы съездила, попросила, все бы наладилось...
Хоть и возникают разные сомнения, но то что чудеса происходят, что Бог есть и война здесь на Земле не между народами и людьми, а между Богом и Сатаной - это я вижу. |
Rusalka21
|
Оставлен: 16 июля ’2015 11:01
Володя,очень интересная и познавательная работа.Прочла с удовольствием.Спасибо.С дружеским теплом.
|
SVETAROM117
|
Оставлен: 01 августа ’2015 23:00
"Европейская культура занималась показом развития личности, показом, как строится уникальная индивидуальность. Индивидуальность, уникальность человека была его капиталом и важнейшей составляющей динамики общественного процесса. Характерным качеством героев европейской литературы были сложность, утонченность и глубина внутренней жизни. Они мучились неразрешимыми вопросами человеческого существования, бросали вызов обществу и судьбе. Человек, выделившийся из толпы, сумевший выработать высокий интеллект, твердые нравственные критерии, эстетическое чувство, был и остается, в определенной степени, в европейском сознании, героем, моделью для подражания.
Недаром элитой европейских наций всегда считались философы, писатели, художники, они представляли высшую человеческую породу, аристократию страны, которая была предметом уважения и обожания толпы, и была для нее образцом, пускай и недостижимым. В глазах американцев философы, писатели, художники, люди творческих профессий никогда не были выразителями возможностей личности. Творческая личность оценивается лишь в критериях бизнеса. Чем выше гонорары художника, актера, писателя, тем выше его ценность. Героем Америки всегда был человек, создающий материальные богатства. Личность же строит внутреннее богатство, богатство духа". Утилитарность присуща всем простым по культурной матрице людям, а не только американцам в силу отсутствия у них исторической ретроспективы, или "заднего плана". Нередко можно было услышать отзывы "простых людей" о том же футболе ("22 дурака мяч гоняют от нечего делать") или балете ("попробовала бы эта балерина навоз вилами на колхозной ферме поворочать"). У каждого страта (слоя) свои сословные представления о прекрасном, должном, полезном. Своя "пирамида Маслоу". Так и у европейцев с американцами. |
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Кавказский менталитет не приемлет комромиссов, так как всякая, даже маленькая, уступка рассматривается как проявления слабости и "потери лица". Такова матрица горской культуры сравнивающего мужчину с горным орлом, а не ущельным шакалом.
Ушедший недавно из жизни ак. Евгений Примаков был превосходным знатоком арабского менталитета и замечательным переговорщиком умеющим разруливать спорные ситуации.
Американцы при создании нынешней кризисной ситации на Украине, конечно, учли менталитет хохлов падких на халяву, а также застрельщиков майданной смуты - бандеровцев, вся суть которых выражена ненавистью к москалям, ляхам и жидам.