От тихого и неожиданного вопроса учительницы я вздрогнула, резко повернулась на парте и посмотрела на нее широко распахнутыми глазами. Елена Николаевна, простите, я не поняла Вас.
Спрашиваю, уши проколоты?
Нет, отвечаю я, ничего не соображая….
А жаль! Я бы продернула в них веревочки и привязала тебя к доске, чтобы не вертелась, себя не отвлекала и других!
Воцарилась минутная тишина. Потом Яша с последней парты прыснул смехом, подхватил второй, третий и вот уже смеялся весь класс, кроме меня. Я сидела красная, как рак, и не знала, куда спрятаться от стыда…. Ведь первая парта!
Елена Николаевна Марчик… Моя первая и самая любимая учительница.
Это она научила нас писать и читать, научила принимать решения и ничего не бояться, привила чувство гордости и ответственности. Научила быть лучшими и дружить. Это она стала нашей второй мамой, которую мы все слушались, ходили за ней и смотрели ей в рот. Это ее слова были законом для нас, и мы все старались учиться и ждали ее скупую похвалу. Которая была не часто, но когда это случалось, то счастье заполняло все сердце и ты чувствовал, что летишь к небесам!
Ей удалось совершить невозможное. Наш «А» класс был лучшим по школе, второгодников не было, и третья часть были круглыми отличниками. А в классе было 42 человека. Так мы потом и пошли в старшие классы рядышком, всегда чувствуя плечо друга. Мы гордость школы, лучший класс!
После окончания школы только четыре человека не поступили в институты. Остальные учились: в медицинском, в политехническом, в педагогическом, в горном, в строительном, в экономическом, в архитектурном.. … У кого к чему лежала душа. Но больше всего в классе было медиков.
И сейчас, когда встречаемся, то радость переполняет сердце, как будто и не было этих многих лет взрослой жизни!
Все стали грамотными специалистами, есть среди нас и профессора, и доктора наук, и директора предприятий, и учителя. Взрослые седые дяди и тети на этих вечерах встреч ведут себя, как дети. Смеются,подшучивают друг над другом и говорят, говорят, говорят до самого утра, как будто никогда и не расставались.
Я вот думаю. Когда мое поколение пошло в первый класс, прошло всего 10 лет после войны. Была очень трудная жизнь. В стране была разруха. Родители много работали и мы их почти не видели дома. У них не было времени с нами заниматься. Никто не нанимал никаких репетиторов, даже не знали, что это такое.
Учились самостоятельно, было обостренное чувство ответственности и у школьников, и у учителей. Не могли себе позволить пойти в школу с невыученными уроками.
Если кто-то не понимал тему, то учительница оставляла этого ученика после урока и объясняла и раз, и два, а потом мы, ученики, занимались со своим одноклассником. Каждый, кто хорошо учился, отвечал за себя и того парня.
У меня был подшефный Витя Арлащенков. Со строгим лицом, я заставляла его читать, писать, решать задачки, переписывать тетрадки, если плохо написано. На уроках, когда он отвечал, переживала за него больше, чем за себя. И искренне радовалась, когда у него все получалось и ему ставили хорошую отметку.
Так что же случилось сейчас? Почему ребята не могут самостоятельно заниматься и ничего не усваивают в классе. Почему их не оставляют после уроков и слабого не прикрепляют к сильному?
Мы что-то потеряли очень хорошее из прежней жизни.
Или учителя хуже стали? Или ученики тупые? Может школьная программа и учебники? Может реформа школы? По всей видимости, все в совокупности.
Разве нужна школе эта рыночная экономика? Ведь не все надо мерить на деньги.
Получается, что виновата государственная политика нашей страны в сфере образования, она хромает и напоминает старую больную клячу.
Может просто надо дать достойную зарплату учителям, чтобы они почувствовали ответственность за учеников и за те знания, что они им дают? Просто поменять местами с депутатами и дополнительные средства для бюджета не потребуются. И вернуть старую программу обучения, которая давала знания, а не видимость их. И все пойдет по той колее, что надо.
Ведь это неправильно, когда в самой богатой по природным ресурсам стране мира, нищие учителя, когда приходишь в школу, а тебе в глаза говорят, Вам надо нанять репетитора, иначе сын не сдаст ЕГЭ.
А почему он не сдаст? Просто потому, что его ничему не научили на уроках, потому что не все, что есть в билетах ЕГЭ, есть в школьной программе.
Или просто учителям нужны деньги…. А как так? А если у родителей нет денег на этих репетиторов, то что, их ребенок останется неучем?
И давайте вспомним слова Михаила Ивановича Калинина: «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ»
Они не потеряли свою актуальность!
С профессиональным праздником, дорогие учителя! Держитесь! Будущее страны за Вами и за Вашими учениками!
Вы настоящий источник света. Пусть праздник подарит Вам отличное настроение. Пусть Вам везёт во всём, всегда и сбудется Ваша самая заветная мечта.
Желаю благополучия, крепкого здоровья, достатка в доме!
Пусть то добро, которое Вы отдаёте ученикам, обязательно вернётся с торицею к Вам!
Будьте счастливы, и пусть путеводная звезда освещает Ваш путь!
Свидетельство о публикации №420010 от 31 августа 2022 года
Люба, большое спасибо! Полностью согласна, труд нелегкий и ответственный. И только благодаря им, этой первой ступеньке нашей трудовой жизни,мы чего-то достигаем и что-то можем. И я поздравляю вас с днем знаний! Удачи!
Людмила, браво! Огромное спасибо за прекрасный рассказ
Учитель учит, но учась
он повышает базу знаний
Омар Хайм, уча, сказал,
что сам то
почти што
ничего не знает
Уча детей, мы учимся и сами
у них, у жизни, у дождей,
когда "идём соприкоснувшись рукавами"
да и тогда,
когда от счастья
мы
по-ём...
едва-едва
заговорив...
стихами
Виталий, полностью согласна, все, что мы умеем, знаем, чего мы достигли, идет от наших учителей. От того, что они вложили в наши головы и в наше сознание.Очень много зависит от них! И, конечно еще от родителей, которые должны поддерживать учителя и всегда быть на его стороне. Учителя нам дали самое главное- жажду познания!