16+
Лайт-версия сайта

221. В.И. Агошков. Девятая земля. Деревья храмы.

Литература / Очерки / 221. В.И. Агошков. Девятая земля. Деревья храмы.
Просмотр работы:
19 апреля ’2013   08:39
Просмотров: 20313

221. В.И. Агошков. Девятая земля. Деревья храмы.

ДЕРЕВЬЯ – ХРАМЫ.
ПЕРУН И ВЕЛЕС.

Н.Е. ШВЕЦОВ – учитель изобразительного искусства Кромской средней школы – рассказывал, что на его исторической родине в селе Муравль Троснянского района стоял большой дуб. Мать Николая Егоровича вместе со своими подругами ходили к этому дубу и клали на его огромные ветви иконки. В сельхозпредприятии «Победа» Кромского района есть посёлок Отрада, который находится на Кривчиковской горе. Как поведал мне главный агроном хозяйства Николай Апухтин, на полпути из села Кривчиково – главной усадьбы СКП «Победа» – до посёлка Отрада, высится дуб, на котором живут … русалки. Во время Троицы, летом, лесные красавицы … летают в Никольский лес Свердловского района Орловской области.

Потом вместе с главой сельской администрации Г.Д. Деточкой мы сфотографировали этот дуб. Стоит он чуть в отдалении от Ивановского леса, на опушке, между лесом, дорогой и пашней. Дерево, на первый взгляд, не производит на далёких путников неизгладимого впечатления, но оно величественнее других.

Я расспрашивал многих местных жителей о том, почему именно на этом дубе живут русалки; однако никто толком не смог объяснить, когда появилась такая легенда, зачем русалки летают в Никольский лес… Как бы там ни было, сведения о летающих русалках весьма любопытны и говорят о том, что мы готовы, в век космических скоростей, верить в чудеса.

Я РОДИЛСЯ И ВЫРОС в деревне Редькино, ныне включённое в село Становой Колодезь. На выгоне, что находится напротив дома, через дорогу Орёл – Ливны, часто слушали, особенно в вечернее время, истории про домовых, чертей и прочих кикиморов. Дома про добрых домовых рассказывала мать. Я живо представлял их облик в своей голове и порою даже заглядывал под печь, на кухню, в проём, образованный между печкой и стеной дома.
Но никого, конечно, не видел.

На Троицу мать посылала меня на луг, за травой. Я накашивал мешка 2-3 свежего клевера и рассыпал траву густым ковром по полу. Отец в это время рубил нижние суки престарелой берёзки и втыкал их основания в завалинку, закрывая от света и так небольшие окна. Наша небольшая хатка преображалась. Преображались и мы, дети, и родители молодели лет на десять.

Потом, когда я пришёл из армии уже в новый, построенный отцом дом, травы на полу и берёзок у окна уже не было. Не ходил я больше с ватагой ребят и в берёзовую рощу, расположенную за 4 км западнее Станово-Колодезьской школы. Но помню до сих пор магию лета, магию русской природы, деревьев и травы.

Д. Д. ФРЭЗЕР писал, что «Якоб Гримм сделал … заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса…» … «…друиды у кельтов поклонялись дубам…». «В Упсале – древней религиозной столице Швеции – была священная роща: деревья в ней считались божественными. Деревьям и рощам поклонялись и славяне-язычники. Литовцы были обращены в христианство лишь к концу XIV века. К этому времени культ деревьев продолжал играть у них важную роль».

Заметим, что нынешняя орловская земля, за исключением её восточных земель, была с 1356г до 1500г в составе Великого Литовского княжества. Есть сообщение о том, что в 1415г крестили Мценск, после подавления восстания местных жителей. Художник-исследователь, учёный, автор многих интересных книг по истории Орловщины Владимир Неделин считает, что «мценского крещения» в то время … не было. Наверное, можно согласиться в какой-то степени с Владимиром Михайловичем, если мы и до сих пор сохранили, вопреки крещению, какие-то языческие поверья, поклоняемся дубу. В то же время вятичей пытались крестить и во время походов киевских князей на Верхнюю Оку, и в начале XIIв (вспомним Кукшу).

РУСЬ ЛИТОВСКАЯ была языческой. Наши предки в XIV – XV вв. тоже были литвинами. По свидетельству Д.Д. Фрэзера «литовцы ухаживали за священными рощами рядом со своими деревнями и домами: считалось грехом сорвать в них даже ветку. Они думали, что человек, сломавший ветвь в такой роще, либо тут же умрёт, либо будет изуродован». До прихода славян на Верхнюю Оку здесь жили финно-угорские народы. Конечно, они отсюда никуда не ушли, растворились среди славян. Священные рощи у финно-угорцев огораживались заборами и «представляли собой простые поляны или расчищенные участки леса с несколькими деревьями…».

В наше время гуляния на Троицу совершаются именно на полянах. В центре вместо священного дерева строится сцена для выступления артистов и поздравления присутствующих первыми лицами района и предприятий. У корней деревьев «жертвами» становятся бутылки со спиртными и другими напитками. Если раньше женщины в священные рощи не допускались, то теперь их там большинство – и в распитии напитков от мужчин не отстают.

Обращение пожилых орловцев в газеты по поводу рубки больших тополей невольно заставляет вспомнить пример из книги Д.Д. Фрэзера: «Индейцы … заявляли, что несчастья обрушились на их народ по причине распространившегося ныне пренебрежительного отношения к правам пирамидального тополя … каждое дерево … имеет свою душу».

ЛУЖИЦКИЕ СЕРБЫ, живущие в Германии, имевшие ранее название ВЕНДЫ, 2 июля устанавливали посреди деревни ДУБ, возле которого танцевали и гоняли скот, чтобы лучше размножался. ВЕНДЫ – ВЕНЕДЫ – ВЕНЕТЫ – ВЯТИЧИ?! Не говорит ли это о том, что лужичане (полабские славяне) очень близки нам по своим воззрениям!

Именно дубу поклоняются наши современники из СПК «Победа». Не жива ли в их душах мысль о том, что «деревья способны делать людей плодовитыми», поскольку в деревьях есть духи, способствующие продолжению рода. Поэтому обычай «срезать в лесу ветви и украшать ими каждый дом … направлены на то, чтобы привлечь к каждой деревне и к каждому дому благодеяния, находящиеся во власти духа дерева». Д.Д. Фрэзер уточняет:
«В последний четверг перед праздником Троицы русские крестьяне отправляются в лес, поют песни, сплетают венки и срубают молодую берёзу, которую обряжают в женское платье и украшают разноцветными лентами и лоскутками».

На третий день украшенную берёзу несут к реке и бросают в воду, чтобы «вызвать дождь?».


(С) В.И. Агошков




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213041801967






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ПАМЯТКА НОВИЧКУ РАБОТАЮЩЕМУ С ВОКАЛОМ

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft