16+
Лайт-версия сайта

Приключение на перевале. Записки экстремала. Окончание

Литература / Приключения, детектив / Приключение на перевале. Записки экстремала. Окончание
Просмотр работы:
25 декабря ’2021   00:10
Просмотров: 4399

«Странствия — лучшее занятие в мире. Когда бродишь, — растёшь стремительно, и всё, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю…»
Константин Георгиевич Паустовский


Продолжу рассказ о приключениях на одном из перевалов горной гряды Хамар-Дабан.
В качестве географической справки:

«Хамар-Дабан — сложенный раннепротерозойскими комплексами хребет к югу от озера Байкал шириной 50—60 км, протянувшийся с юго-запада на северо-восток более чем на 350 км. На западе водораздельный хребет Хамар-Дабана начинается у правых нижних притоков реки Зун-Мурэн, далее идёт на юго-восток до верховий рек Хангарул и Снежная, где к востоку от Хангарульского хребта поворачивает на восток и, далее от среднего течения Снежной идёт в направлении северо-восток-восток до реки Селенги…»




…Уже в начале декабря я начал задумываться о поездке на перевал, где мы вынуждены были оставить свои квадроциклы, потому что несмотря на все старания не смогли выехать оттуда из-за глубокого снега, который замуровал перевал до следующей весны.
В один из вечеров мы собрались втроём; сын Рома, его друг Аркаша и я. Посидели, попили чаю и сговорились отправится туда на ближайшие выходные. Когда ребята ушли, для начала я посмотрел прогнозы погоды на неделю.
На выходных снег не обещали и потому на горах температура будет опускаться до минус двадцати. Но нас это не пугает, потому что видели и более холодные погоды – главное, чтобы снега не было!
Начались привычные сборы, хотя у каждого из нас снаряжение было сложено в отдельных местах, оставалось только загрузить в машину. И потом ехали только на два дня – Роме надо было выходить в свою поликлинику в понедельник, после обеда…

Назавтра, я позвонил своему приятелю, у которого есть снегоход и попросил его позаимствовать, на всякий случай дня на три дня.
Сегодня в Иркутске, у многих самостоятельных мужиков есть разные машины для экстремального туризма, в том числе и снегоходы – у кого даже горные снегоходы. Ситуация с этим переменилась радикально в сравнении даже с началом нулевых – всё больше и больше моих знакомых в свободное время уезжают или уходят в далёкие странствия, часто связанные с экстремальными ситуациями – всё время жить в дымном и закопчённом городе скучно, да и душой стареешь!
Я привёз снегоход от приятеля, на специальном прицепе, который предложил этот приятель и это было очень кстати – до заезда на перевал надо было проехать по шоссе километров сто пятьдесят.

Выехали в пятницу рано утром, как и договаривались. Я встал в шесть часов, сходил в гараж и к семи часам уже был около дома. Аркаша живёт рядом и услышав рык моего грузовичка, вскоре появился на пороге с большим рюкзаком – он любит путешествовать с комфортом и потому, набирает приличное количество вещей, а я и не против – не на себе ведь нести!
По пути заехали к Роме, а он уже ждал нас. Его провожали дети – две девочки, которые смотрели на него с обожанием и всё норовили потрогать его большой рюкзак: – Папа едет в поход!».
Одним словом выехали часов около восьми, когда на улице было ещё совсем темно. Морозец на воздухе был приличный, но мы ведь сибиряки и потому, нас это мало пугает.
Когда выехали на трасу, я включил авто магнитофон и поставил Визбора: «То взлёт то посадка…»
Эта песня сопровождает нас во все путешествиях, хотя молодые сегодня крутят рэп или попсовую дребедень на английском, в которой не понимают ни слова, но кайфуют и бодрятся.
Машин было немного и потому доехали до Култука быстро, уже при свете солнца.
С горы перед Байкалом открывается захватывающая дух картина - на той стороне замёрзшей, покрытой снегом равнины озера, к небу вздымаются заснеженные горные вершины, которые на восходе солнца светятся розовым, в обрамлении темных хвойных лесов!
Спустившись к Байкалу свернули направо и покатили в сторону Тункинской долины, к речке Быстрой, которая приходит с отрогов хребта Хамар-Дабана.
По пути заехали к местному егерю и узнали, что на наш перевал почти никто за эту зиму ещё не поднимался, поэтому наши квадрики стоят целёхоньки там, где мы их оставили.
Машину у него не стали оставлять - егерь сказал, что до первого подъёма дорога сделана лесовиками, заготавливающими сушняк – Года три назад тут пришёлся шелкопряд и засушил несколько гектаров первоклассного соснового леса. Лес стоит но даже на крупных соснах нет ни хвоинки – всё это похоже на страшноватый призрак леса!

Заехав на деляну лесорубов, познакомились с мужиками, расспросили о дороге впереди и оставив у них грузовик, пересели на снегоход…
Первый подъём. Вначале сели на снегоход втроём и Аркаша стал рулить, но так как у него не было практики, то начались наши мучения.
Снегоход шёл посередине дороги, а колеи глубокие и потому, снегоход периодически сваливался из колеи на обочину - кто ездил на снегоходе тот знает, как трудно удержать его на разбитых дорогах, когда приходится одной лыжей рулить по центральному бугру а второй по глубокой колее справа или слева. Особенно опасны повороты, на которых неопытный Аркаша чаще всего вываливался из колеи…
Мы сидя сзади только мешали ему рулить и поэтому, вскоре решили, что пойдём с Ромой пешком, а Аркадия на снегоходе отправили вперёд.
Шли не торопясь, потому что проваливались в снег даже через наст. Разогрелись, расстегнули меховые шубы, задышали – в говоре постоянно смог, а здесь и чистота и красота. Лес стоял в тихом ожидании очередного снега и намороженные сверху сугробов льдистые кристаллики, отражая солнечные лучи светились разноцветными искорками…

В какой-то момент движения, мы вдруг перестали слышать звук мотора и когда вывернули из-за очередного поворота, то впереди увидели снегоход лежащий в снегу вверх лыжами, а рядом топчется водитель.
Подошли и Аркаша рассказал, что не удержался на центральном гребне и съехал влево, где снегоход накренился а потом перевернулся прямо на него – хорошо, что снег на обочине глубокий и ему удалось из под машины выбраться!
С трудом, взявшись поднимать машину втроём, кое-как поставили её на лыжи и Аркаша снова уехал вперед…

Наши мучения продолжались на протяжении всего крутого подъёма и когда обессиленные поднялись на первую вершину то остановились, развели костёр, попили чаю и поели - был уже полдень, и без того низкое солнце стало клониться к закату.


Второй подъем был подлиннее и с вынужденными остановками, мы преодолели его только в сумерках. Уже никто не обращал внимания на окружающую красоту, вспотели на несколько рядов, потому что наши мучения продолжились и когда вылезли на плоскотину, то я едва шёл - так зверски, я уже давно не уставал. На правой руке у меня, от напряга лопнул под кожей большой кровяной сосуд и образовался приличный синяк, потому что там кровь пошла к низу, но на это я уже не обращал внимания…
Приехали к зимовью уже в темноте, хотя белый чистейший снег, каким-то образом отражал звездное небо и потому, что-то ещё можно было разглядеть впереди…
Было часов восемь вечера, Аркаша приехал раньше нас и первым делом, беспокоясь осмотрел квадрики, сверху засыпанные на полметра снегом. Убедившись, что все в порядке, развёл огонь в печке и поставил кипятить чай – снаружи мороз поддавливал и был уже приличный минус – градусов двадцать, не меньше!
Я едва дополз до зимовья, потому что даже в колее от снегохода, снег оставался приличный по глубине и идти, тем более в гору было совсем непросто.
Войдя в зимовье, отдыхиваясь сел на нары и ещё долго крутил головой и повторял:
- Да! Вот это подъём! Век бы его не видеть!
Но вскоре в зимовье стало тепло, чай вскипел, достали продукты, конечно выпили с устатку и как то сразу полегчало. Потом, уже во время еды выпили ещё и ещё. Сразу захотелось спать и я лёг с краю нар у стенки и попытался заснуть, но долгое время ворочался и вспоминал один из походов в Восточный Саян…


… В июне, как обычно втроем мы заехали в Окинскую долину, но по дороге пришлось ночевать в тайге, на берегу таёжной горной речки. Мы чуть задержались в пути, потому что у прицепа, на котором везли квадрацикл, отвалилось крепление и в отсутствии сварки, пришлось его прикручивать проволокой.
Потом, доехав до реки и оставив машину на этом берегу, уже при полной весенней воде, переправились на «квадрике» через Жохой.
В одном месте квадрик почти перевернулся и пришлось какое – то время вести его цепляясь за руль и брести самому в воде по пояс. Вода ледяная, я нервно хихикал, матерился сквозь зубы, но терпел!
Посередине реки, квадрик наехал на большой камень и остановился. Я замерз как бобик, но пока сталкивал его с камня, даже вспотел от напряжения.

Когда преодолели реку, показалось, что все сложности позади,
но при переезде очередного ручья, квадрик снова повалился набок и мне пришлось один бок этой тяжеленой машины держать на плечах, стоя по пояс в ледяной воде.
Потом, в воду спрыгнул Рома и вдвоем, мы выправили неповоротливый вездеход на должный путь.
Проехали всего километра два и въехали на очередную наледь трёхметровой толщины, посередине которой талая вода промыла трещину – ледяной овраг. Долго искали переправу, наконец нашли объезд, переправились через наледь и уже без приключений доехали до «базы», где останавливались в прежних путешествиях.
Быстро поставили две палатки – одну для меня с Ромой, а другую для Аркаши - он сильно храпит по ночам.
Гостиную сделали рядом с палатками из двух п-образно поставленных стоек и сверху обтянули сооружение крепким полиэтиленом. Получилась защищенная от ветра «комната», в которой ужинали, завтракали и выпивали.
Назавтра утром проснулись в четыре часа утра и позавтракав, разошлись в разные стороны – я в одну, Рома и Аркаша – в другую. Примерно через час, в той стороне, куда ушли ребята услышал несколько выстрелов и подумал, что может быть они добыли медведя – лицензия на этого хищника была мною куплена заранее.

Вечером выяснилось, что действительно стреляли по медведю, но намазали, - было слишком далеко – стреляли с одного склона на другой, с расстояния метров в двести-триста. Медведь, услышав совсем близко щёлканье пуль, проворно убежал за горку…

На другой день, ребята снова ушли в ту же сторону, надеясь соследить убежавшего медведя, а я пошёл наверх, в горную тундру – там очень красиво!
Поднявшись на горку, на вершину покрытую ягелем, я сел на камень и долго осматривал бескрайние просторы горной тундры, где за каждым увалом могли пастись и северные олени, и изюбри.
Отдохнув, стал спускаться вниз, чтобы обследовать дно широкой долины.
Никого там не встретив, прошёл по пади вверх и свернул в ближайший распадок и тут, подняв голову вдруг увидел метрах в ста от себя матку северного оленя с оленёнком, которые мирно паслись, не замечая и не слыша человека.
Я долго стоял неподвижно и только когда полез за биноклем в рюкзак, то оленуха обернулась, какое – то время неподвижно смотрела на меня и потом, с места перешла на рысь, подгоняя оленёнка бежавшего впереди. Она бежала раскачиваясь из стороны в сторону, словно защищая оленёнка от возможных выстрелов, но я стоял и просто смотрел, не делая даже попытки выстрелить вслед этой семейной парочке…
Назавтра уезжали из этих суровых, но красивых мест и я, во время долгой дороги, сам для себя оправдывая отсутствие трофеев думал, что так и лучше - не надо напрягаться, разделывать зверя, перетаскивать тяжёлое мясо, а потом везти его по такой опасной дороге, на перегруженном квадрике…
Главное, что мы прожили здесь, в дикой природе несколько дней, ходили по местам, где редко ступает нога человека, любовались на горы, дышали чистейшим воздухом и отдыхали от жизни в переполненном людьми городе. Чего же ещё желать?!

Спустившись с горного плато, спокойно переехали речку – вода за эти дни спала – и загрузившись в оставленную на другом берегу машину, тронулись домой…
По пути, останавливались в красивых местах – в Тункинской долине уже зазеленела трава и появились подснежники и другие цветочки!..

…Спал плохо – видимо перенапряжение сказалось, поэтому проснулся поздно, когда младшие «партнёры» уже сварили кашу с тушёнкой и чай.
Поели без аппетита и для сугреву выпили по паре чарок водки – мир как и обычно после этого заиграл новыми красками. На улице действительно была неземная красота – белый-белый снег искрился на восходе холодного солнца и замёрзшие деревья стояли как неподвижные декорации в спектакле под названием «Мир без людей»!
Начали готовится к обратному броску.
Мой квадрик завёлся сразу, а Аркашин отказывался оживать – видимо ему понравилось дремать под полиэтиленовой плёнкой, под толстым слоем снег.
Аркаша занервничал, стал бормотать какие-то ругательства –обстановка накалялась.
В это время раздался звук моторов и к избушке подъехали двое, на горных снегоходах – у них траки - «гусеньки» почти в пять-шесть сантиметров высоты, отчего и проходимость намного выше. Мужики слезли в сёдел осторожно подошли и довольно грубо спросили «Кто такие и зачем тут?»
В ответ я спросил тоже довольно грубо: - А вы кто такие?
Оказалось, что это слюдянские егеря – позже выяснилось, что они поднялись сюда, чтобы проверить капканы, поставленные на давнем соболином путике.
Потом один из них, видимо старший спросил: - А среди вас есть доктор? – и я ответил - Даже два! Егеря видимо знали, что доктор то есть Рома, был в той кампании, которая оставила здесь квадрики!
Действительно и Аркаша и Рома известные в городе психиатры, которые закончили мединститут в один год…
Постепенно разговорились и узнав, что мы заезжали к местному егерю, перед тем как сюда подниматься, они успокоились. Аркаша к тому времени, когда они уехали, покопался в моторе и квадрик завёлся.
Расстались с приезжими дружески и они газуя и немного лихача, укатили куда то в сторону, минуя накатанную снегоходную лыжню.

Вскоре тронулись и мы. Аркаша на снегоходе, привычно уже поехал вперёд, а мы с Ромой сели в седла квадриков и тронулись по его следу вниз. И тут, среди этой ярко-солнечно белой красоты начались новые испытания – квадрики иногда застревали в летних промоинах засыпанных снегом и приходилось чуть ли не на руках выталкивать их на колею…
Так мы барахтались несколько часов, пока наконец не выбрались на лесосеку, где и началась лесовозная дорога.
Остановившись здесь, мы снова разожгли костёр и вскипятив чай, поели вздыхая и кутаясь в одежды – после потной работы, вымотанные почти до предела, наши тела плохо сохраняли тепло!
После отдыха, погрузили квадрики в кузов, а снегоход на прицеп, и пере крестившись, тронулись в обратный путь к шоссе.
Уже наступила ночь и фары грузовичка, ярко освещая заснеженную дорогу всю в ухабах, на поворотах выхватывали из темноты высокие, первозданной чистоты белые сугробы и краешек леса, стоявшего вдоль дороги насторожённой стеной!

В город приехали часов в двенадцать ночи и развезя ребят по домам, я поставил машину в гараже и пешком, едва дотянул до дому. Рука, в том месте где порвался сосуд болела, ноги на ходу подгибались и когда я вошёл в дом, внутри оставалось одно желание – упасть в постель и заснуть – все приключения были позади и должно было пройти время, после чего, эти походные тяготы могут стать в памяти настоящими приключениями, о которых всегда рассказываешь с радостной гордостью!

Конец декабря 2021 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

936
ИГОРЬ /MASTER SHO/🎶 ПИСЬМО✨

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft