20 декабря ’2013 01:23
Гениальность- безумие? (перетрем тему ещё разок немного в другом ракурсе)
Итальянский врач-психиатр Чезаре Лаброзо в 1883 г., издал книгу «Гениальность и помешательство», в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными, и предлагает теорию: все гении безумны, а их творения -результат больного рассудка. Для доказательств данной теории, врач использовал особенности психики гениев: внутреннее беспокойство и самолюбие, повышенная чуткость и раздражительность, а также множество странностей происходящих в периоды «обострения творчества».
Понятное дело, что отношение к предлагаемой теории Лаброзо, было и остается неоднозначным. Однако, в 2004 г. известный российский психиатр А.В. Шувалов, на основании исследований проводившихся не один десяток лет, и нескольких сотен сведений о выдающихся личностях, отчасти подтвердил теорию итальянца. Он пришел к выводу : причина гениальности в душевном нездоровье этих людей, носителях гена шизофрении и как следствие, страданий от маниакально-депрессивного психоза, припадков, нервных срывов, отрешений, выходов из сознания, истерий и т. д.
З. Фрейд и М. Кляйн не без оснований считали, что человеку в разных степенях, с рождения, присущ инстинкт смерти. Это импульс, приводящий к саморазрушению, самоубийству, извращению. В свою очередь Шувалов связывает проявление этого влечения с судьбами «особо творческих личностей» и их произведениями .
Иммануил Кант считал, что гений- это талант создавать то, для чего нет никаких определенных правил. Более того, исследователи занимающиеся этой проблемой убеждены: шедевры рождаются, прежде всего, работой бессознательного, а не сознания, и по мнению некоторых, безумие делает человека неординарным.
Это коротко о результатах работы специалистов, серьёзно занимавшихся феноменом гения. Далее о самих гениях, их высказываниях и деяниях.
Начнём с Льва Толстого, который утверждал, что очень часто пишет против своей воли, побуждаемый внутренними импульсами.
Байрон говорил, что в него периодически вселяется демон и руководит им.
Скрябин отмечал, что у него бывают такие периоды, когда его пером кто -то водит.
Подобные явления наблюдались и у Гёте.
Достоевский вообще уникален: деспот, взрывчатый и неудержимый в своих страстях, картежник, обладатель «аномальной» сексуальностью, склонностью к эксгибиционизму, тщеславию, стремлению унизить окружающих, в то же время слезливый «сентиментал» с необычайной обидчивостью и вязкостью мышления. Типичный психологический портрет больного эпилепсией, после «приступов» которой, Федор Михайлович долго и мучительно приходил в «норму». К концу жизни припадки прекратились, что не характерно для обычной клинической эпилепсии. Но вот как он сам говорит о начале припадка, это что то…….., как будто это не приступ болезни, а экстаз и оргазм: «Вы все, здоровые люди и не подозреваете, что такое счастье , которое испытываем мы эпилептики за секунду перед припадком… Не знаю, длится ли это блаженство секунды или часы или вечность, но верьте слову , все радости , которые может дать жизнь, не взял бы я за него…
На несколько минут я испытывал такое счастье, какое невозможно ощутить в обычной жизни, такой восторг, который не понятен ни кому другому …», далее о гармонии с собой и со всем миром, и о том, что за секунду такого блаженства он готов отдать всю свою жизнь… , т.е. припадки не что иное как провалы в какую то иную реальность, потусторонний свет, где он получал мотивацию для творчества, похоже, что припадки вызывались им сознательно.
М. Цветаева в 17 лет сделала попытку самоубийства, а в 48 лет повесилась. Трагичность её судьбы и творчества очевидна. Жизнь она не любила : «Жизнь-вокзал, жизнь есть место, где нельзя жить», но она не просто хотела умереть: «Не умереть хочу, а умирать».
Винсент Ван Гог - отрезал ухи, страдал галлюнами, приступами агрессии и бреда.
Роберт Шуман - слышал как разговаривают столы.
Никола Тесла - страдал от вида женских волос, жемчуга и сережек.
Энштейн- в приступе ярости чуть сестре голову лопатой не проломал, кегельным шаром запустил.
Гоголь, страдал тафефобией - страхом быть заживо погребённым.
Пикассо, похоже также был аномальным развратником, судя по его работам, уж очень
нравилось ему представлять обнаженных женщин завязанными в морские узлы,
что он наверняка пытался воплощать и в реальности.
Беднягу Левитана терзали приступы тоски и безысходности, попытки самоубийства.
....................................
Все эти люди конечно не обычны, не такие как все ( как принято характеризовать гениев), их ум свободен от догм и выходя за рамки общепризнанного они расширяют опыт человечества. Но так ли это на самом деле.
Продолжение следует.
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|